Gerald Clayton «Bells on Sand» (Blue Note, 2022) | Джазист | Рецензии

Gerald Clayton
«Bells on Sand»
(Blue Note, 2022)

Джеральд Клэйтон — достойный представитель почтенной джазовой династии. Его отец, басист Джон Клэйтон, лауреат «Грэмми», основал вместе с братом, саксофонистом Джеффом Клэйтоном, и ударником Джеффом Хэмилтоном весьма успешный биг-бэнд The Clayton-Hamilton Jazz Orchestra, а также выступал с тем же Джеффом Клэйтоном как The Clayton Brothers. Пианист Джеральд тоже играл и записывался в этом составе. Тонкости фортепианного джаза Джеральд постигал в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке у таких видных мастеров, как Билли Чайлдс  и Кенни Бэррон. В 2006 году он занял второе место на конкурсе джазовых пианистов имени Телониуса Монка. Джеральд Клэйтон играл с очень многими известными джазменами и составил солидную собственную дискографию. Можно дискутировать на тему, сколь заметным оказалось влияние на его творчество того же Монка или именитых педагогов, но ныне у Джеральда иные кумиры, что и сказалось на его новой работе «Bells on Sand».

В последнее время Джеральд увлечен творчеством каталонского академического композитора Федерико Момпоу (1893–1987), который, в свою очередь, находился под сильнейшим влиянием французских импрессионистов начала ХХ века — Клода Дебюсси, Эрика Сати, Габриэля Форе. Музыка последних довольно часто становится источником джазовых интерпретаций. Не избежал, как видим, интереса к академическому импрессионизму и Джеральд Клэйтон, но уже опосредствованно, через музыку Момпоу. Программу «Bells on Sand» он построил из пяти собственных композиций и такого же количества чужих пьес. Две из них — это сочинения Момпоу, но и в своих авторских композициях Клэйтон, как мне показалось, близок здесь к канонам музыкального импрессионизма. Это тонкая, очень эмоциональная музыка, исполняемая в невысоком темпе (почти без исключений) и в очень камерном составе.

Соло, дуэт, трио, квартет — вот форматы, в которых звучат композиции «Bells on Sand». Соло Джеральд сыграл «Elegia» Момпоу и две версии стандарта «My Ideal» — одну в чисто фортепианном варианте, другую с наложением звука, — а также пьесу своего дяди Джеффа «There Is Music Where You’re Going My Friends». И это, пожалуй, единственный трек, где джазовая (точнее, блюзово-госпельная) традиция преобладает над академической. В остальных случаях он привлекал партнеров. В дуэте с легендарным саксофонистом Чарльзом Ллойдом, в ансамбле которого он часто играет, Джеральд исполнил «Peace Invocation», и этот трек можно отнести к вершинам альбома. В паре с ударником Джастином Брауном Клейтон исполнил свои пьесы «That Roy» и «Rip». Первая из них посвящена безвременно ушедшему трубачу Рою Харгроуву, вместе с которым Джеральд много и плодотворно работал. В двух треках звучит классическое фортепианное трио, причем на басу играет отец музыканта, Джон Клэйтон. Также в двух треках звучит и вокал. Тут неожиданно для меня Джеральд пригласил молодую португальскую певицу Мару, представлявшую в текущем году свою страну на «Евровидении». Правда, это обстоятельство «простительно», потому что, помимо участия в конкурсе поп-музыки, девушка училась в Бёркли и сотрудничает с Куинси Джонсом. Манера вокала Мару очень подошла камерно-интимной атмосфере альбома. Особенно хороша она в композиции Момпоу «Damunt de tu momés les flors» — еще одна вершина альбома, на мой вкус.

Интересно, что, работая над обеими пьесами Момпоу, Джеральд Клэйтон, как он сам говорит, пытался положить на гармонии каталонца какие-то свои мелодические решения — но ничего не получилось. Джеральд счел за лучшее исполнить эти пьесы так, как их написал композитор. Но, думаю, если бы Момпоу довелось услышать собственную музыку Джеральда Клэйтона с этого альбома, он признал бы американца своим достойным учеником. «Bells on Sand», возможно, не самый типичный образец музыки «третьего течения», но весьма к нему близок.


Слушать на Spotify | YouTube Music | VK Музыка

 

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии