George Lewis «Rainbow Family» (Carrier, 2020) | Джазист | Рецензии

George Lewis
«Rainbow Family»
(Carrier, 2020)

Рейтинг: 4 из 5.

Область компьютерной музыки исторически не рассматривала импровизацию как серьезный предмет изучения вплоть до семидесятых годов прошлого века. Одним из ключевых людей, повлиявших на исправление такого порядка вещей, был Джордж Льюис — композитор, тромбонист, исследователь компьютерных технологий, преподаватель, ученый, заслуженный член коллектива AACM (Association for the Advancement of Creative Musicians).

Льюис был первым чернокожим исследователем, работавшим на мощностях французского Института исследования и координации акустики и музыки (IRCAM). Диск «Rainbow Family», выпущенный впервые в 1984-м, а в прошлом году переизданный лейблом Carrier Records, — это прямой результат его двухлетней научной резиденции в Институте.

Льюис занимался в ИРКАМе написанием программ, способных импровизировать на подключенных к трем компьютерам Apple II синтезаторах Yamaha DX7. Создавались они с помощью последних на момент ранних 80-х знаний об искусственном интеллекте. Вдохновлялся Льюис еще и работами кибернетиков 50-х годов. Вообще же, можно предположить, что для создания настолько сложных алгоритмов, умеющих реагировать на звук, произведенный человеком, и отчасти обучаться игре самостоятельно, композитор успел прошерстить всю доступную ему литературу. Для «обучения» компьютеров он использовал различные концертные записи музыки, впоследствии дополняя их собственными идеями с помощью языка программирования FORTH — предтечи Max/MSP.

Всё это безусловно увлекательно, но что же музыка? А музыка, судя по «Rainbow Family», была выше всяких похвал. На диске представлены записи с концерта-презентации программ Льюиса, где его компьютеры сначала последовательно выступали в дуэтах с музыкантами — контрабасисткой Жоэль Леандр, гитаристом Дереком Бэйли, саксофонистом Стивом Лэйси, саксофонистом, кларнетистом и флейтистом Дугласом Юартом, — затем в трио с Бэйли и Юартом, а потом, в финале, образовали с другими участниками концерта своеобразный квинтет.

Любителям свободной импровизационной музыки вряд ли нужно представлять перечисленных музыкантов. Каждый из них — открытая книга, содержание которой вызывает желание прочесть как можно больше. В этом смысле «Rainbow Family» порадует всех, кого привлекают фамилии Леандр, Бэйли, Юарта или Лэйси. Даже эксперты по записям этой четверки удивятся тому, как непритязательно экспрессивно раскрывается талант импровизаторов в спонтанных пьесах, сыгранных вместе с компьютером.

Блистает здесь, в первую очередь, Бэйли: гитарист раскрывается как музыкант с невероятным текстуральным воображением. Он не торопится и не стремится накалить музыку до предела своими фирменными колючими арпеджио, а скорее уходит играть роль второго плана, выводя компьютер на первый. Тот словно исполняет зловещую сонату коварного рассвета, от которого не стоит ждать добра; Бэйли отвечает за краски неба и зелень деревьев. Их дуэт — грациозная песнь тихой панике.

Самая длинная пьеса — одиннадцатиминутная поэма с участием Юарта. Ямайский мультиинструменталист вступает неожиданно, заставляя алгоритмы ерзать по клавишам. Это похоже на жест, больше ассоциирующийся с позднеромантической европейской музыкой, — так открывает свою Четвертую симфонию Ян Сибелиус. Как и сочинение Сибелиуса, дуэт программ Льюиса с Юартом можно воспринять как медитацию на тему остановки бытия. Носитель растафарианских идей Юуарт рассматривает свой диалог с компьютером как своеобразную битву с технологией и пытается своей игрой повернуть прогресс вспять. После Бэйли — или после пасторальной импровизации с участием Леандр — слушать такое особенно неожиданно.

Последняя из представленных на альбоме записей — тот самый квинтет с участием всех инструменталистов и компьютера. Он длится двадцать минут, первые десять из которых уходят будто на поиск общей мысли, общего руководящего вектора для музыки такого оригинального ансамбля. Вторая же половина звучит как молебен о равенстве всех миров. Именно этот сгусток координированного звука, в создании которого приняли участие люди разных гендеров, рас и культур наравне с компьютерной программой, полнее всего раскрывает коннотации названия «Rainbow Family». Эта музыка — о нас и о тех, кого мы приручили. Но приручили ли?


Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Олег Соболев

Колумнист «Московских новостей». В прошлом — кто только не. Всегда — большой любитель самой разной музыки. Автор Telegram-канала Sobolev//Music.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии