Florian Weiss’ Woodoism «Alternate Reality» (nWog, 2021) | Джазист | Рецензии

Florian Weiss’ Woodoism
«Alternate Reality»
(nWog, 2021)

Рейтинг: 4 из 5.

Этот швейцарский квартет, наверное, пора перестать называть «молодым» — как по количеству задокументированных работ («Alternate Reality» — третий альбом в дискографии группы), так и по возрасту участников (самому молодому скоро исполнится тридцать). Да и существует ансамбль уже шесть с лишним лет — без изменений в составе! — что по нынешним меркам кое-что да значит. Выпуская по альбому раз в два года, квартет не просто поддерживает хороший темп — он словно дает себе разбег для того, чтобы созреть для новой пластинки. Пока многие нетерпеливые стараются делать по диску в год и беспрестанно радовать поклонников синглами и клипами, лидер Woodoism, тромбонист Флориан Вайсс, кропотливо возится с новой музыкой, позволяя себе и коллегам заметно заматереть. Впечатление от знакомства с тремя работами Woodoism таково: группа не едет на автоматическом эскалаторе, вольготно держась за поручень, а с каждым новым альбомом делает шаг еще на одну ступеньку выше, прикладывая для этого осмысленные усилия.

Woodoism — это ударные (Филипп Ляйбундгут), контрабас (Валентин фон Фишер), альт-саксофон (и изредка флейта, Линус Амштад) и тромбон (Флориан Вайсс). Составы без гармонического инструмента давно перестали быть экзотикой, и сегодня любой консервативный джазовый ценитель не будет иметь претензий к формату ансамбля. Что ж, тем лучше — поскольку ярлыки «инновационности», «авангардности» и «футуристичности», которыми сегодня все стараются пометить «правильные» джазовые группы, тут не особенно-то и уместны. Да, на альбоме будет пара моментов, когда ансамблевая игра превратится в истерический визг духовых поверх мятущегося контрабаса и обезумевших барабанов — например, в «Feuer im Termitenhugel» (строго говоря, «Пожар в термитнике» и правда предполагает какие-то энергичные и не особенно упорядоченные процессы). В остальном же вся «авангардность» пластинки — это спокойный взгляд в будущее музыкантов, которые понимают, что как профессионалы они уже состоялись, а потому не собираются играть приглаженные джазовые стандарты и просто хрестоматийные беспроигрышные гармонии. Здесь нет ни малейшего желания ниспровергать основы и эпатировать. На удивление цельная музыка Woodoism больше всего напоминает, пожалуй, работы крупных комбо Чарльза Мингуса, который точно так же выражал себя, зная и понимая мейнстрим, но при этом не обращая на него особого внимания.

Концепцию «Альтернативной реальности» объясняет цитата из Стивена Хокинга, который рассказывает о запрете одного из итальянских муниципалитетов на содержание рыбок в круглых аквариумах: питомцы-де, вынужденные смотреть на мир через искривляющие перспективу округлые стенки, видят в итоге искаженную реальность. «Но откуда мы знаем, что сами имеем дело с нормальной и неискаженной?» — спрашивает Хокинг, а вслед за ним и Woodoism. Свое понимание реальности они демонстрируют не только шизофреническим оформлением альбома (кто догадается, из чего сделаны усы на обложке, тот молодец!). В конце «Alternate Reality» есть еще и одноименная пьеса (аж в трех частях). В ней куда больше спокойных размышлений, лишенных четкой ритмики, чем привычного джазового материала, будь то авангард или «классика», — и лишь в самой последней части, «Awakening», прорежется тревожно-торжественный рифф и родится тяжелая поступь текущего момента. Но это в целом характерно для Вайсса-композитора: долгие, непростые, комплексные вступления и интерлюдии не подводят слушателя к теме за пять-десять секунд, а формируют настроение по полторы-две минуты и лишь потом вводят всё в рамки квадрата. 

Такова первая же пьеса альбома, «Inhale, Exhale», где после долгих свободных размышлений ансамбль играет рифф и уходит в тему. Вайсс дает поразительно много сольного пространства ритм-секции — и контрабасисту, и барабанщику. Однако то самое настроение, над созданием которого ведется столь серьезная работа, позволяет их соло не превратиться в нечто, что хочется просто перетерпеть: они уместны, они ложатся в обойму; всегда очень хороши как плавная подводка к ним, так и плавный выход из них. Фон Фишер играет соло уже в открывающем пластинку треке — чуть ли не до того, как звучит первое соло духовых, но общая ансамблевая плетенка вокруг его игры делает ее естественной и в хорошем смысле слова незаметной.

В «Shivering Timbers», второй пьесе альбома, коллектив показывает себя и в умеренно быстрых темпах. Здесь появляется ощущение, что основа всей музыки Woodoism — это своеобразная «бетонная стяжка» из разнообразных, сочных, умных риффов. Короткие, тщательно продуманные фразы, которые то выбубнивает контрабас, то проговаривают на пару тромбон и саксофон, оказываются куда эффективнее, чем, например, нестандартные гармонические решения. И пусть кто-то из пуристов мог бы сказать, что сколь угодно удачный рифф сам по себе не есть решение композиторской задачи. Здесь речь скорее о другом: старомодное звучание и по-хорошему занудный педантизм в формировании настроения могли бы сделать альбом красивым, но скучным, а вот въедающиеся в мозг риффы внезапно проявляют в нем чуть ли не фанковый характер — тот самый, который не отпускает, не дает остановить прослушивание на середине. Риффы делаются пульсом музыки Woodoism, и это хороший пульс. Здоровый.

«Alternate Reality» — очень симпатичная работа, в которой много разнообразных, порой неожиданных музыкальных граней и которая время от времени посверкивает нахальными провокациями: например, внезапным стрекочущим унисонным дуэтом духовых, предваряющим соло тромбона в «Fugue for A», или заменой барабанов на глокеншпиль во второй части заглавной сюиты, «Delirium». Это довольно редкий для современной музыки случай, когда при всём симметричном универсализме она не оказывается скучной и будет так же универсальна в «употреблении»: подобную программу одинаково интересно и видеть на сцене, и слушать в записи. Если ей чего-то и не хватает, то разве что тембрального разнообразия, выхода за рамки доминирующего нижнего и среднего регистров. Но мало ли кому и какого регистра не хватает в этой жизни.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Юрий Льноградский

Журналист и организатор концертов, специализирующийся в основном на современной авторской импровизационной музыке — от авангарда до джаз-рока.

Добавить комментарий

Наш плейлист

Архивы

Теги