Flock «Flock» (Strut, 2022) | Джазист | Рецензии

Flock
«Flock»
(Strut, 2022)

Под именем Flock скрывается недавно образованный, но весьма яркий по звучанию квинтет, объединивший молодых по джазовым меркам музыкантов, принадлежащих к лондонской экспериментальной сцене. Британская столица в последние годы не без оснований претендует на титул «места силы» в современном джазе: достаточно вспомнить Шабаку Хатчингса, Эмму-Джин Тэкрей, Дэна Николса или Марка Кавуму.

Идейным вдохновителем проекта выступил барабанщик и перкуссионист Бекс Бёрч, многим знакомого по самобытной группе Vila Viel, которая играет нечто на стыке математического джаз-рока и фолктроники. Ритм-секцию усиливает Сарати Корвар (ударные, табла), запомнившийся своими сольными релизами на Leaf и Ninja Tune и по удивительному электронно-джазовому трио A.R.E с Hieroglyphic Being и Хабакой Хатчингсом в составе. Играл с Шабакой и клавишник Дэн Ливерс, известный как Danalogue, который здесь отвечает за фортепиано, Fender Rhodes и синтезаторы (разумеется, аналоговые). Ливерса мы связываем в первую очередь с The Comet Is Coming, но его первый проект — это группа Soccer96, играющая этакий психоделический броукен-бит. Вторым клавишником, а заодно и продюсером коллектива выступает Эл Максуин, участник этно-фьюжн-проекта Kefaya, к тому же много игравший с Корваром. Наконец, пятая участница ансамбля, Тамар Осборн (саксофон, бас-кларнет, флейта), помимо выступлений в многочисленных джазовых составах, имеет богатый опыт сессионных записей с артистами в диапазоне от Spiritualized и Smith & Mudd до Келис и Rhye.

Несмотря на достаточную сплоченность лондонской джаз-тусовки, где, как положено, все играют со всеми, некоторые участники квинтета даже не были очно знакомы друг с другом до записи. В качестве отправной точки и, если угодно, темы для импровизации, Бекс Бёрч написал серию текстов, призванных вдохновить музыкантов и настроить их на общую волну. Кроме этого, установкой Бекса было придерживаться формы, не терять грув, не пренебрегать читаемыми мелодиями и вообще не становиться слишком уж «фри».

В результате пластинка начинается почти с минимализма: открывающая альбом пьеса «Expand» — это канитель коротких и повторяющихся фраз, с помощью которых музыканты будто переговариваются и налаживают диалог. Затем Flock делают нерешительный шаг в сторону афро-фанка, а на «Sounds Welcome» внезапно погружаются в разреженный джаз-эмбиент по заветам Майлза Дэвиса образца «In a Silent Way». Дальше — больше: 13-минутная «It’s Complicated» обрушивается на слушателя авангардным шквалом в духе позднего Колтрейна. А следом — снова разреженная тишь и гладь («What Purpose») и возвращение в минимализм («Murmurations»).

При обилии сравнений и явной эрудированности музыкантов Flock совсем не похожи на тех, кому комфортно стоять на плечах гигантов. Звучат они всё равно современно и самобытно, и главная причина этого — очень необычная игра Корвара: как если бы краут-рок изобрели в Индии. К тому же, дальше по ходу альбома все эти музыкальные тропинки начинают пересекаться и сплетаться в сложную систему. Минимализм взрывается рокерской мощью («Bold Dream»), краут-рок замедляется до даба, а холодные, разреженные фортепиано и кларнет выруливают на лиризм и печаль («My Resonance»). В сухом остатке — почти идеальный баланс между красотой и сложностью, обновленческий спиричуал-джаз эпохи мультикультурализма и постмодерна.


Слушать на BandcampYouTube

Об авторе

Ник Завриев

Музыкант, журналист, преподаватель. Автор подкаста «Планетроника».

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии