Femi Kuti & Made Kuti «Legacy +» (Partisan, 2021) | Джазист | Рецензии

Femi Kuti & Made Kuti
«Legacy +»
(Partisan, 2021)

Занимательная арифметика: жен у Фелы Кути, великого нигерийского музыканта и родоначальника афробита, было 28 (не последовательно, а благодаря его удивительному решению жениться на 27-ми женщинах одновременно). Детей же было почти в четыре раза меньше — восемь. Некоторые из них продолжили семейное дело афробита — например, сыновья Феми и Сеун. Сегодня к ним присоединяется и следующее поколение — Маде Кути, сын Феми и внук Фелы.

Просто присоединиться, впрочем, это поколение успело уже довольно давно: Маде с юных лет играет с отцом в составе его сопровождающего ансамбля Positive Force. Теперь он созрел до выхода на авансцену. Совместный проект «Legacy +» состоит из двух самостоятельных частей — нового альбома Феми Кути «Stop the Hate», одиннадцатого в его дискографии, и «For(e)ward», дебютной записи Маде Кути в качестве солиста и бэндлидера. Любопытно, что с музыкальной точки зрения разделение сил в этом тандеме выглядит обратным статусному положению дел. Ветеран с тридцатилетнем стажем, звезда панафриканского масштаба и четырехкратный номинант «Грэмми» берет на буксир сына-дебютанта, и всё заканчивается тем, что дебютант его переигрывает.

Femi Kuti
«Stop the Hate»

Рейтинг: 3 из 5.

С формальной точки зрения оба работают в рамках семейной афробитовой идиомы (хочется надеяться, что объяснять, как в принципе устроен афробит, на этих страницах никому не нужно), но подходят к ней с немножко разных сторон. Феми — по крайней мере, на этой конкретной записи — работает в контексте сохранения классического духа афробита и представления его в максимально доступной, компактной форме, плюс-минус подогнанной под поп-формат. На его «половине» звучат крепкие, драйвовые, поджарые афробит-боевики, по большей части укладывающиеся в сингловые три-четыре минуты. Это классная, динамичная и зажигательная музыка, которая при этом упускает из виду один важный аспект афробита — что он был не только про бесконечный драйв, но и про сложный баланс напряжения и расслабления, прилива и отлива. Фела играл афробит как боксер, который настолько уверен в своих силах, что может позволить себе половину матча выразительно валять дурака — приплясывать вокруг оппонента, белозубо улыбаться публике, принимать фотогеничные позы и при этом в любом случае успеть вырубить противника точно к гонгу. Феми затягивает гайки, выгоняет из собственных песен этот расслабленный воздух — и в результате, ну да, управляется быстрее; но всё-таки на танцы, кажется, ходят не совсем за тем, чтобы управиться там со всем побыстрее. 

Madi Kuti
«For(e)ward»

Рейтинг: 4 из 5.

Маде, с одной стороны, тоже не позволяет себе хронометражных вольностей дедушки, любившего бахнуть по номеру на каждую сторону долгоиграющего винила. С другой, в его песнях всё же значительно больше исполнительской свободы. Он устраивает пятиминутные вступления и интерлюдии, отдает длинные инструментальные секции под сэмплы уличных выступлений или текстовые монологи, чередует стремительные темпы с более расслабленными. Он также гораздо более свободно обращается с афробитовой формулой: расширяет экспрессивные возможности вокала, встраивает элементы реггей и традиционные африканские инструменты. А еще Маде интересно работает с духовой секцией, не только собирая ее в единый кулак традиционных афробитовых партий, но и раскидывая в оглушительный и прекрасный хаос одновременно звучащих индивидуальных партий, — это его секретное оружие, которым он замечательно умеет пользоваться для того, чтобы взвинтить напряжение еще больше. В общем, Кути-младший всеми возможными способами подтверждает старую мысль о том, что настоящее развитие происходит не через воспроизведение, а через расширение.

Отдельно отметим вот что: буквально на днях, до выхода этой пластинки, довелось задуматься о том, как сегодняшний день в России актуализирует какие-то песни Фелы, написанные сорок с лишним назад. А потом выходит «Legacy +», где Феми поет «Коррупцию не победить», а Маде — «Эй, офицер, куда вы их забираете, они же ничего не сделали». С добрым утром, ребята — похоже, мы в Нигерии.


Слушать альбом: Apple Music | Spotify | Deezer | YouTube Music

Об авторе

Сергей Мезенов

Журналист, музыкальный критик. Люблю музыку с первой кассеты Depeche Mode, записанной в 10 лет в студии звукозаписи в универмаге возле дома, пишу о ней всякое с 2004 года. Сейчас меня можно встретить в основном на Colta.ru, Makers of Siberia и в собственном паблике What Is That Sound.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии