Emile Parisien «Louise» (ACT, 2022) | Джазист |

Emile Parisien
«Louise»
(ACT, 2022)

Четыре года назад французский саксофонист Эмиль Паризьен говорил в интервью изданию DownBeat: «Я мечтаю выступать в США. Нас [Emile Parisien Quartet. — Прим. редакции] там совсем не знают, но я надеюсь, что это скоро изменится». Быстрая перемотка вперед, в наши дни. И вот он уже сколачивает секстет, где половина участников имеет звездно-полосатый паспорт, и записывает с ним «Louise» — альбом-доказательство того, что европейская и джазовая традиция могут не только посматривать друг на друга искоса через океан, но и быть на короткой ноге.

Паризьен, конечно, завзятый оппортунист — но разве ж это недостаток? Вся его головокружительная карьера говорит об обратном. Паризьен получил приличное образование — закончил джазовый колледж в Марсьяке, а затем консерваторию в Тулузе, подкрепив навыки импровизатора академическими знаниями в области классической и авангардной музыки. Выступал на знаменитом джазовом фестивале всё в том же Марсьяке, где познакомился с Уинтоном Марсалисом, Бобби Хатчерсоном, Крисченом Макбрайдом, и всех их попросил быть своими менторами (на что они так или иначе согласились). Обосновался в Париже, возглавил квартет, работал много, но сосредоточенно, не слишком распыляясь на участие в сторонних коллективах, а целенаправленно продвигая свой личный ансамбль. Быстро пришел к славе: уже в 2007-м его начали отмечать всяческими наградами и премиями, а за следующие десять лет Эмиль Паризьен превратился в едва ли не самый яркий молодой голос джазовой Франции. В нем видели одновременно продолжателя традиций французского джаза, с его изящностью и вольготной смелостью, и инноватора, ищущего новый звук в том числе в авангардных течениях. Паризьена ценили и за техничную игру, и за беззаботное обаяние бонвиванства; он, например, на пике славы отложил всё и отправился на гастроли с The Syndicate, остатками группы Джо Завинула, играть материал в память о нем.

Очевидно, что звание «главного по французскому джазу» жмет Паризьену в плечах. Его новый альбом «Louise» легко посчитать еще одним расчетливым шагом в направлении к успеху планетарного масштаба. Паризьен забросил свой французский до кончиков ногтей квартет, выписал из Штатов ритм-секцию (басиста Джо Мартина и ударника Нашита Уэйтса) и трубача Тео Крокера. А для надежности с прагматизмом эйчара разбавил их парочкой «своих», то есть парижских, людей — пианистом Роберто Негро и гитаристом Ману Коджия. Удивительным образом человеческая комбинаторика сработала. Что именно благодарить — судьбу, азарт, контрастность джазовых школ двух континентов, в конце концов, магию, — неясно. Но факт остается фактом: коллектив сыгрался, да еще как. «Louise» — это, к всеобщему удовольствию, не альбом Эмиля Паризьена, а альбом секстета, собранного им.

Это становится понятно уже по стартовой вещи «Louise», в которой центральное место отдано солирующей трубе. Паризьен здесь довольствуется второй ролью, мягко подсвечивая Крокера под выпуклый аккомпанемент баса. Саксофонист чуть отыгрывается на завинуловской композиции «Madagaskar», но больше из фанатских чувств, чем из соображений здоровой конкуренции. Сильнее всего простор, в котором обитают музыканты, и чувство плеча между ними ощущаются в трехактной сюите «Memento». Ее первая часть наполнена новоорлеанским свингом, вторая — манерными шумовыми экспериментами, словно дразнящими европейскую импров-сцену, а третья обрушивается на слушателей прог-джазовой экспрессией. Паризьен, пожалуй, никогда не звучал так свежо и по-разному — и никогда прежде не проявлял свои композиторские способности так неординарно. Парадоксальным образом лучше всего именно как саксофонист он раскрывается в сочинении не своем, а Роберто Негро — «Il Giorno Della Civetta». Зарисовка на тему спагетти-вестернов быстро оборачивается серенадой новоорлеанского джаза, а Паризьен, явно держащий в уме манеру Сиднея Беше (и его американо-французскую карьеру), чувствует себя на этой территории как рыба в воде.

Не очень понятно, сработает ли хитрый план Эмиля Паризьена по завоеванию США или даст осечку — будем надеяться, что музыкант всё же получит желаемое. Но альбом «Louise» стоит послушать хотя бы для того, чтобы еще раз убедиться: не такая уж и глубокая пропасть лежит между джазом Европы и Америки, как о ней любят говорить.


Слушать на Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка | Bandcamp 

Об авторе

Наталья Югринова

Главный редактор JAZZIST. Журналист, копирайтер. В детстве слушала мамины пластинки Сонни Роллинза и Бена Уэбстера — и они до сих пор не отпускают. Автор Telegram-канала Eastopia.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии