DoomСannon «Renaissance» (Brownswood, 2022) | Джазист | Рецензии

DoomСannon
«Renaissance»
(Brownswood, 2022)

«Renaissance» — дебют молодого лондонского клавишника Доминика Кэннинга, нового артиста в джазовой обойме продюсера, диджея и радиоведущего Джайлса Питерсона и его звукозаписывающей компании Brownswood. О вкусах Питерсона можно рассуждать долго, но его влиятельность бесспорна: человек открыл множество талантов и вывел их за руку в большой мир.

Собственно, тем, кто следит за происходящим на новой лондонской джазовой и околоджазовой сцене, Кэннинг должен быть знаком по одному или даже нескольким достойным проектам, в которых он поучаствовал за последние годы. Во-первых, нужно упомянуть дуэт Project Karnak, а в особенности его EP «Equinox», вышедшую в 2018 году на None More Records. На этой короткой пластинке вместе с ударником Сэмом Уисселатом пианист предпринял симпатичную попытку сыграть клубную электронику на джазовый импровизационный манер с акустическими ударными. Во-вторых, на счету DoomCannon участие вместе с гитаристом Мансуром Брауном в квартете Triforce — возможно, вы слышали их трек на компиляции «We Out Here», которая как раз и описывала современный лондонский джаз в понимании Джайлса Питерсона. Еще Кэннинг состоит в инди-джаз-хип-хоп-проекте Steam Down, подыгрывает джазовой диве Нубайе Гарсии и восходящей соул-звезде Селест.

На фоне всей этой кипучей деятельности дебютная работа Кэннинга вызревала несколько лет. Катализатором ее стал подъем движения Black Lives Matter. Музыкант объясняет, что почувствовал необходимость высказаться о личном — об опыте чернокожего юноши, выросшего в окрестностях Лондона, его взглядах на мир, отношении к коррупции и полицейскому насилию в Великобритании. Впрочем, не стоит подозревать пианиста в попытке заработать очков на политической конъюнктуре. Тематика BLM действительно в последние годы эксплуатируется довольно часто, но в руках DoomCannon она не звучит избито. Кэннинг скорее продолжает гораздо более давнюю историю политического высказывания чернокожих музыкантов в джазе, существовавшую задолго до того, как мир захлестнуло цунами BLM-ориентированной музыки. О своих эмоциях он говорит абстрактно, инструментальным языком, и лишь однажды позволяет себе перейти на прямую речь — только в самом финале альбома, в двухчастной сюите «Black Liberation», которая выступает смысловой кульминацией и главным посланием альбома.

Свобода, с которой обращаются с джазом DoomCannon и его коллеги, позволяет пересекать жанровые границы в неожиданных местах. Музыканты легко заходят на территорию хип-хопа, свободного и эклектичного фьюжна и актуального по звуку спиричуэла. Ассоциативный ряд тех, кто повлиял на эту музыку, складывается обширный: от Джона Колтрейна и Дональда Бёрда до IG Culture, Роберта Гласпера и Vels Trio. Но простое перечисление имен вряд ли поможет отразить атмосферу, царящую на альбоме. «Renaissance» полон внутренней динамики: абстрактные фюжн-зарисовки («Dark Ages» и «This Too») сменяются драматически напряженными и насыщенных пьесами вроде девятиминутного пост-джазового опуса «Uncovering Truth». Теплые и умиротворяющие моменты, как на «Entrance to the Unknown» и «Amalgamation», отступают перед тревогой, доведенной до предела на «Black Liberation». Угнетающий минор этой вещи оставляет мощное впечатление: на заднем плане стонут голоса, саксофон мрачно завывает, ударные отбивают стремительную дробь, а автор зачитывает обвинение: «UK is not innocent» («Великобритания не невинна»).

Единственная вокальная вещь на альбоме — «Times» с рэпершей Лекс Амор — стала одной из главных его удач. Здесь много интересных акцентов: изящные струнные оркестровки, пронизывающая партия саксофона, захватывающая работа ударника Оскара Огдена, отправляющего хип-хоповый ритм в космос, и, конечно, эмоциональные клавиши. И еще одна маленькая деталь: альбом записывался в знаменитой студии Abbey Road, и щепетильная работа со звуком тут отлично заметна. Что ж, Кэннинг дебютировал как минимум ярко, а его имя точно стоит запомнить.



Слушать на Apple Music I Spotify I YouTube Music

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии