Die Enttäuschung: 1 декабря в КЦ «Дом» (Москва) | Джазист | События

Die Enttäuschung:
1 декабря в КЦ «Дом» (Москва)

Хорошие новости: фестиваль Гёте-Института «Джаз осенью», стартовавший в октябре выступлением Каспара Брётцманна и забуксовавший из-за очередных коронавирусных ограничений, всё же продолжается. 1 декабря в московском КЦ «Дом» пройдет концерт немецкого квартета Die Enttäuschung (трубач Аксель Дёрнер, кларнетист Руди Махалл, контрабасист Ян Родер, ударник Михаэль Гринер) — и его нельзя пропускать.

Назвав свой квартет Die Enttäuschung (в переводе с немецкого — «разочарование»), берлинские импровизаторы пошутили примерно так же, как бойкий российский дуэт NRKTK, озаглавивший свой альбом «Разочарование года». Единственное разочарование в обоих случаях связано разве что с оболваниванием зрителей в их наивной попытке разочароваться.

Казалось бы, нет более разных исполнителей, чем фри-джазовый квартет, выросший, с одной стороны, из наследия Телониуса Монка, Орнетта Коулмана, Альберта Айлера и Дона Черри, и двух парней, играющих данс-панк с залихватскими речитативами про постподростковую жизнь (NRKTK), — с другой. Почему они вообще оказались в одном ряду, ну, кроме ироничного «разочаровательного» каламбура? Как ни странно, общего у них всё-таки немало. Например, хулиганский подход к творчеству — когда привычные, в общем-то, стилистические приемы и популярные ходы разносятся в щепки просто ради веселья.

Участники Die Enttäuschung играют вместе уже четверть века, но по-прежнему сохраняют юношеский задор. В середине 90-х те же люди — под вывеской Monk’s Casino — переигрывали в свежем ключе музыку Телониуса Монка вместе с патриархом европейской импров-сцены, пианистом Алексом фон Шлиппенбахом. Но Монком совместные интересы не ограничились — появились аранжировки других светил «креативного джаза», а также собственный материал участников. Так и родился ансамбль Die Enttäuschung.

Хорошее представление об этом коллективе дает его последний на сегодня альбом «Lavaman» (2017), где залихватский свинг с кларнетом, уместный в подпольной наливайке американских «ревущих 20-х», непрестанно перетекает в тотальную импровизацию и обратно. Главные заводилы здесь, конечно, духовики: Аксель Дёрнер и Руди Махалл в контрапункте то и дело соревнуются в том, кто сможет выдать больше заводной безуминки на минуту времени. И вместе с тем они постоянно возвращаются к конвенциональному, понятному и блистательно исполняемому джазу с поочередными боповыми соло, выпуклой темой, ясной структурой — с тем чтобы через пару минут вновь уничтожить это всё импровизационным ураганом. Особенно ценно наблюдать за этим во время концертов: бурлящая, бунтарская энергия овладевает зрителем в мгновение.

Встретимся 1 декабря в 20:00 в «Доме». Билеты покупайте здесь.


 

Об авторе

Jazzist

Редакция.

Добавить комментарий

Наш плейлист

Архивы

Свежие комментарии