Denny Zeitlin & George Marsh «Telepathy» (Sunnyside, 2021) | Джазист | Рецензии

Denny Zeitlin &
George Marsh
«Telepathy»
(Sunnyside, 2021)

Рейтинг: 4.5 из 5.

Этот альбом — отличный пример того, как возраст вынужден отступать перед внутренней энергией, талантом и творческой фантазией больших мастеров. Оба участника этого дуэта — убеленные сединами ветераны: Денни Цейтлину идет девятый десяток (он родился в 1938 году), немногим моложе Джордж Марш. Cпасибо джазу, который позволяет и в почтенном возрасте сохранять юношескую свежесть и креативность.

Денни Цейтлин — личность уникальная. Он из тех редких в джазе людей, для кого музыка — лишь одна из профессий. Его называют лучшим психиатром среди джазменов и лучшим джазменом среди психиатров. Если это и ирония, то добрая, потому что Цейтлин действительно добился больших успехов на обеих стезях. Многолетний профессор психиатрии Калифорнийского университета и практикующий врач, он признавался критиками DownBeat лучшим пианистом еще в 1965-м и 1974-м, а гуру джазовой критики, прозорливый Леонард Фезер называл его «самым разносторонним молодым пианистом». Эта разносторонность характерна для всей долгой карьеры Цейтлина в джазе: он неоднократно переходил от электрики к акустике и обратно, записал множество альбомов — и соло, и в разных форматах. Его старинный приятель Джордж Марш, с которым они впервые начали играть еще в 60-х годах, в отличие от коллеги, однолюб. Всю жизнь он посвятил любимым ударным инструментам. Марш записывался со множеством знаменитостей, написал вызвавшее самые теплые отклики пособие по игре на ударных «Inner Drumming»; он тоже — профессор Калифорнийского университета.

С 2013 года два профессора каждые пару месяцев собирались в домашней студии Цейтлина, оборудованной по последнему слову техники, чтобы поиграть для собственного удовольствия. Потом они решили разделить это удовольствие с более широким кругом слушателей. В 2015 и 2017 годах свет увидели альбомы их дуэтов: «Riding the Moment» и «Expedition». В 2021-м Цейтлин и Марш выпустили «Telepathy».

Акустики в этой очень объемной работе существенно меньше, чем электроники. Пользуясь возможностями ударной установки и многочисленных синтезаторов, музыканты вдвоем воссоздают здесь звучание настоящего оркестра. При этом было бы ошибкой считать, что Марш в этом дуэте ограничивается ролью скромного ассистента. Нет, он полноправный и активный создатель каждой из композиций, который при этом остается верным акустическому звучанию своих ударных. Весь альбом, от начала до конца, — плод интуитивной импровизации. Обращаясь к литературным аналогиям, я бы сравнил «Telepathy» со сборником, в который поместились две большие «повести» (восьмиминутная «Disagree to Agree» с роскошной партией ударных и почти одиннадцатиминутная «Odyssey») и дюжина «рассказов». С точки зрения удовольствия, на мой вкус, следить за обстоятельным развитием сюжета и его неожиданными поворотами интереснее в «повестях», что, конечно не мешает оценить и прелесть отдельных «рассказов». Тут я имею в виду в первую очередь стартовую пьесу «Highlands», где квазиволынка уносит слушателя в горную Шотландию, а также мистическую по атмосфере «Black Hole» с вокальными эффектами. Ну, и конечно же, нельзя не отметить финальную рок-зарисовку «Filmore Dreams», отсылающую к 60-м годам, когда Джордж Марш выступал на легендарной площадке «Филмор Уэст» в Сан-Франциско со звездой рок-н-ролла Чаком Берри.

Пьесы под названием «Telepathy» в альбоме нет. Смысл такого названия альбома очевиден: речь идет о телепатическом взаимодействии Денни Цейтлина и Джорджа Марша. И правда — когда слушаешь их игру, готов поверить в существование телепатии!


Слушать на: Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Наш плейлист

Архивы

Свежие комментарии