Dave Holland «Another Land» (Edition, 2021) | Джазист | Рецензии

Dave Holland
«Another Land»
(Edition, 2021)

Рейтинг: 4.5 из 5.

74-летний басист и композитор Дэйв Холланд — человек, усилиями которого отчасти и сформирован современный джазовый ландшафт. Строить карьеру он начал в ранние 60-е — в эпоху, когда джаз был еще в плену стандартов (в прямом и переносном смыслах). Именно он в составе группы Майлза Дэвиса играл на басу на легендарном альбоме «Bitches Brew», впустившем темные энергии рока в джаз. Засветился он и на предыдущей пластинке Дэвиса «In a Silent Way». Холланд участвовал в создании множества важных для истории джаза записей: например, на лейбле ECM он выпустил несколько альбомов с гитаристом Джоном Аберкромби и еще несколько — с изобретателем «неидиоматической импровизации» Дереком Бэйли. В 1971-м вышел его дуэт с Барром Филлипсом «Music from Two Basses» — одна из первых в истории джаза попыток доказать, что бас может быть самостоятельным и самодостаточным инструментом. Но, возможно, ярче всего он проявил себя как бэндлидер. Достаточно вспомнить его дебют — неземной альбом «Conference of the Birds», вышедший в 1972-м. И пусть сайдмен из него тоже хоть куда — что подтвердили бы Телониус Монк, Чик Кориа, Энтони Брэкстон, Стэн Гетц, Херби Хэнкок, — именно работы Холланда-лидера и Холланда-композитора занимают особую полку в его дискографии.

Говоря начистоту, эпоха большой джазовой истории для Холланда осталась в прошлом. Но он всё так же, как и раньше, играет и записывает замечательную музыку. Новый альбом «Another Land», выпущенный лейблом Edition Records в партнерстве с собственным лейблом басиста Dare2, — очередное тому подтверждение. Над пластинкой также работали гитарист Кевин Юбэнкс и ударник Обэд Кальвер. Первый — давний соратник Холланда, который записывался с ним еще в конце 80-х. Второй в те годы едва пошел в начальную школу, но сегодня он признанный, маститый исполнитель. Для столь опытных путешественников «другая земля», обозначенная названием альбома, оказывается совершенно понятной и обжитой территорией. Уместнее говорить не о волнующем очертании незнакомых берегов, а о добротно вспаханной и засеянной делянке. Описывать эту музыку, во всех отношениях прекрасную, хочется скучными эпитетами: хорошая, качественная, в меру экспериментальная, в меру традиционная, сбалансированно-умеренная, с нечастыми яркими всплесками, которых могло бы быть больше.

Холланд использует в альбоме то бас-гитару — и тогда получается упрямый, хлесткий фьюжн или блюз-рок («Grave Walker», «Bring It Back Home»), — то контрабас, как на пьянящей, расслабленной балладе «Another Land». В результате материал пульсирует между двумя полюсами: плотным джаз-роком и прозрачным, меланхоличным ECM-саундом с элементами джазового латино — музыки, которую, кстати, Холланд много играл. Интересно, что ради большей творческой свободы и контроля над дистрибуцией Холланд давно оставил безопасные стены лейбла Манфреда Айхера, но тем не менее продолжает звучать так, словно издается именно на нем. Быть может, для басиста этот альбом — своеобразная дань долгой музыкальной жизни под крылом немецкого издательства.

«Another Land» и вправду больше всего напоминает упомянутые в начале записи Холланда с Аберкромби для ECM. Разве что с поправкой на игру Юбэнкса: ясности мысли, свойственной Аберкромби, гитарист предпочитает перенасыщенность и язвительность гармоний. При таком подходе велик риск уйти в бахвальство своей техникой, тем более что красоваться тут могут все, чем, например, и занимается ударник Обэд Кальвер со своим мощным соло в «The Village». Но на большинстве композиций трио выбирает другой путь. Оно играет плотно и слаженно, скорее как рок-группа, чем клуб джазовых виртуозов. Чего стоят динамичные риффы на «20 20» и «Mashup»! Участники совместными усилиями развивают музыкальные идеи, а не характеры отдельных инструментов. Иногда кажется, что они слишком хорошо друг друга знают. Соло органичным образом сменяет соло, партии и мелодии развертываются непрерывно. Это и можно поставить Холланду и компании в упрек — в людях, когда-то вершивших историю, хочется наблюдать больше смелости и спонтанности.

В остальном же придирки тут неуместны. Да, «Another Land» — альбом порой слишком уравновешенный, зато не лишенный энергии и силы. А в отношении Дэйва Холланда хочется процитировать немецкого поэта Фридриха Гёльдерлина: «Мудрец на закате склонен к прекрасному».


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Юрий Виноградов

Музыкант-импровизатор, саунд-продюсер и историк философии. Ведет Telegram-канал «Механика звука». Музыка на Bandcamp: Yuri Vinogradov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии