Craig Taborn «Shadow Plays» (ECM, 2021) | Джазист | Рецензии

Craig Taborn
«Shadow Plays»
(ECM, 2021)

В 2011 году американский пианист Крейг Тэборн выпустил альбом «Avenging Angels», свой дебют в формате фортепиано соло. Десять лет спустя музыкант возвращается к опробованной формуле — и снова на лейбле ECM. Правда, на этом сходства пластинок заканчиваются. «Shadow Plays» — работа не студийная: запись была сделана во время концерта в Моцарт-холле в венском Концертхаусе в марте 2020-го. Разделенный на семь крупных частей, этот альбом заставляет вспомнить знаменитые концерты Кита Джарретта, которые также выходили на ECM.

За десятилетие репутация и слава Крейга Тэборна как изобретательного пианиста с замечательной, если не феноменальной, техникой только укрепилась. Кажется, что сам Тэборн прекрасно осознает, чего стоит, поэтому технически «Shadow Plays» несколько проще «Avenging Angels» — пианисту нет нужды доказывать публике свои умения. Да, на новом альбоме встречаются стремительные пассажи и калейдоскопически меняющиеся, взлетающие и опадающие ритмы. Но, скажем, нет ничего подобного головокружительной, этюдно-виртуозной пьесе «Glossolalia» из его дебютной работы.

Впрочем, проще технически не значит проще композиционно. Если «Avenging Angels» состоял из ярких зарисовок, прелюдий, то «Shadow Plays» прибегает к более крупным, масштабным формам. Импровизация тут настолько филигранна, интеллектуальна и «холодна», линии и мелодии столь длинны, что результат спонтанного музицирования трудно отличить от композиторской музыки. Сам собой назревает вопрос — а джазовая ли это музыка в целом? Ведь то, что звучит, больше напоминает современное прочтение романтиков или французских импрессионистов с заходами в более позднюю фортепианную музыку; Дьёрдь Лигети и Сесил Тэйлор — вот примерные ориентиры. Называть эту музыку джазовой можно скорее из-за удобства и контекста. Она импровизационная, ее записал (прежде всего) джазовый клавишник, она вышла на лейбле, известном своими джазовыми релизами. Ну, и по норову это скорее джаз: музыка тут слишком деятельна, суетлива и вовлеченна, чтобы сойти за современную классику, в которой обычно царит отрешенность.

Мастерство Тэборна как импровизатора заключается во многом в его способности придавать законченность спонтанному. Арки, кульминации, эмоциональная повествовательность, спады и подъемы — все эти черты, свойственные именно композиторской, «письменной» музыке (то есть зафиксированной в партитуре, в противовес импровизации) легко найти и на «Shadow Plays». Такой не совсем каноничной импровизацией можно восторгаться, но можно и спорить о ее уместности. Ведь импровизация потому и интересна, что позволяет нам соприкоснуться с непосредственной реальностью ума, с его сбоями, навязчивостями, пунктирными линиями мысли, фейерверком ассоциаций. Как стихотворение, прочитанное по бумажке, отличается от живой речи, так и композиторская музыка отличается от импровизации. И кажется, что именно эту живую, непосредственную ментальность иногда хочет заковать в оковы своей волей Тэборн-импровизатор.

Трудно ожидать, что артисту со столь ярким темпераментом удастся подобное предприятие. Схемы и иерархии пьес неизбежно рушатся; в кристальный порядок проникает радужный хаос. В пьесах начинают проявляться знаменитые диссонансы и «математические» ритмы, сделавшие Тэборну имя и давшие в свое время его дебюту эпитет «глотка свежего воздуха» в жанре фортепианной импровизационной музыки. Быть может, «Shadow Plays» следует рассматривать как эксперимент — доказательство того, что вулканическая природа импрова прорвется сквозь любую рефлексивную рациональность.

Если меня попросят дать емкое определение этой работы, я прибегу к понятию, с помощью которого характеризую собственную музыку, — абстрактный импрессионизм. «Shadow Plays» — это подвижная игра звуковых символов, образов, структур, которые не отображают ничего повседневно-знакомого, но расчерчивают новые миры и пространства, в которых так упоительно себя терять.


Слушать на Apple Music | Deezer

Об авторе

Юрий Виноградов

Музыкант-импровизатор, саунд-продюсер и историк философии. Ведет Telegram-канал «Механика звука». Музыка на Bandcamp: Yuri Vinogradov.

Добавить комментарий

Наш плейлист

Архивы

Свежие комментарии