Caravela «Orla» (None More, 2021) | Джазист | Рецензии

Caravela
«Orla»
(None More, 2021)

Рейтинг: 4 из 5.

Базирующийся в Лондоне коллектив Caravela выпускает свой дебютный лонгплей «Orla» — тонкую и красивую работу, ставшую ожидаемым продолжением их первого EP четырехлетней давности. Альбом определенно удался: если вам по душе свободные афробразильские эксперименты ветеранов сцены Da Lata или то, что звучало на альбоме суперпроекта Джайлса Питерсона «Sonzeira», то «Orla» попадет в точку. 

Интернациональная группа, в которую вошли уроженцы Португалии, Южной Америки, Британии и Австралии, умело препарирует музыкальную традицию, наводя мосты между Бразилией, Кабо-Верде и Европой. Эта музыка, которая поначалу выглядит простой и доступной, состоит из множества интереснейших элементов. Помимо традиционной афробразильской музыки кандомбле, уходящей корнями в глубь веков, и эклектичных музыкальных идей протестного движения «тропикалия», придуманного в конце 1960-х Жилберту Жилом и Каэтану Велозу, музыканты, очевидно, вдохновляются новым британским джазом и инди-электроникой в духе поздних Radiohead.

За музыку и слова отвечают фронтвумен Инес Лубе Франку и гитарист Тельму Соза — совсем еще молодые люди, как и остальные четыре участника проекта. Скрещивая богатые народные традиции и свежий джазовый подход (лондонская прописка играет здесь явно не последнюю роль), музыканты демонстрируют яркий талант в том, что называется словом сонграйтинг, — в создании оригинальных песен. И происходящее на альбоме очень похоже на будущую классику.

Манера исполнения Инес Лубе не чужда традициям бразильского джаза и босса-новы, но при этом местами приближается к психоделическим экзерсисам тропикалии. Вспоминается Гал Коста: на ум приходят как популярные эстрадные шлягеры, так и более ранние, эстетские вещи в исполнении этой дивы; некоторые композиции на «Orla» как будто созданы в конце 60-х. 

Мистическая «A Maceira», которой открывается альбом, — один из ключевых номеров на пластинке. Вокальные кружева в исполнении Франку на фоне пульсирующей перкуссии и гитары —  это то самое кандомбле, переданный с помощью звуков культурно-религиозный синкретизм с многовековой историей, наполняющий музыку Caravela. Тема развивается в «Vale do Capao» — психоделической песне, вдохновленной красотами штата Баия, в котором группа провела длительное время.

Как это часто бывает с бразильской лирикой, тут непонятно, то ли жалеть о том, что не понимаешь португальского, то ли радоваться тому, что эти песни могут звучать как нечто инопланетное. Именно такими — нездешними — кажутся двухминутный танец-заклинание «Mar Pretu» и «Pexi Secu», драматический самба-джаз, обрывающийся на кислотной ноте жестким гитарным дисторшном. Тихий и медитативный номер «Um e Meio» заставляет вспомнить классический опус Бебель Жилберту «Tanto Tempo»: перкуссия выбивает медленный ритм, а к бразильскому вокалу добавляется речитатив на английском от бристольского рэпера и поэта Dizraeli. 

Одним словом, Caravela удался замечательный дебют, и ценителям всевозможных кросс-культурных экспериментов  в современном джазе обязательно стоит запомнить это название. 


Слушать альбом: Bandcamp | Apple Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии