Brian Landrus «Red List» (Palmetto, 2022) | Джазист | Рецензии

Brian Landrus
«Red List»
(Palmetto, 2022)

Название альбома и его обложка с фотографиями животных и текстом «Музыка, посвященная сохранению исчезающих видов» говорят сами за себя. Но ошибется тот, кто подумает, что Брайан Лэндрус на своем одиннадцатом авторском альбоме решил поэксплуатировать беспроигрышную экологическую тему. С раннего детства этот уроженец штата Невада и нынешний обитатель Бруклина любит животных. Для Брайана это не абстрактная любовь: вегетарианец с 12 лет и веган в настоящее время, он много лет тесно сотрудничает с организациями, занимающимися охраной природы и борьбой за сохранение редких видов. Все доходы от продажи альбома он передает организации Save the Elephants, защищающей будущее африканских слонов. Пятнадцать сочиненных им композиций альбома «Red List» посвящены тринадцати редким и исчезающим видам животных. В аннотации к альбому Лэндрус пишет: «Я исследую судьбу многих исчезающих видов на нашей планете. У меня разрывается сердце от того, что сейчас на Земле осталось только восемь вакит [это испанское название редчайшего эндемика – калифорнийской морской свиньи. – Прим. Л. А.], 67 яванских носорогов и менее 850 горных горилл. Распространение информации об этой трагической ситуации — один из стимулов создания альбома».

Важно, что столь острую тему поднимает музыкант яркий и талантливый. Обладатель дипломов сразу нескольких престижных учебных заведений, включая Консерваторию Новой Англии в Бостоне, преподаватель Бёркли доктор Брайан Лэндрус справедливо считается большим мастером игры на низкотоновых духовых инструментах — баритон-саксофоне, бас-кларнете, бас-саксофоне. Критики журнала DownBeat называли его восходящей звездой баритон-саксофона в 2015 году и бас-кларнета в 2021-м. Лэндрус — желанный партнер для многих звезд и сотрудничал он с огромным количеством ведущих мастеров современного джаза. Для работы над «Red List» он собрал очень сильную команду, включая клавишника Джеффри Кизера, гитариста Нира Фелдера, басиста Лонни Плэксико и других. Вот что по этому поводу говорит он сам: «Перед сессией я послал всем музыкантам названия композиций, сообщил, каким животным они посвящены, и отправил фотографии животных с информацией о каждом виде. Прежде чем приступать к записи, мы говорили о каждом животном. Это было по-настоящему духовное общение, совершенно не похожее ни на одну мою прежнюю сессию звукозаписи». И еще один фрагмент прямой речи: «Мне хотелось, чтобы это выглядело как “сейчас или никогда”. Вместо того чтобы расслабляться, я стремился трансформировать опасность ситуации в нечто позитивное. Мой месседж был таков: “Давайте представим всю жестокость и критичность того, что происходит, и попытаемся отразить это в музыке”».

Высокий профессионализм музыкантов вкупе с такой «идеологической подготовкой» дал результат. Большой по объему звучания альбом дал возможность каждому сказать свое веское слово. В коротких пьесах-интерлюдиях «Giant Panda» и «Mariana Dove» Брайан Лэндрус вдохновенно играет на бас-кларнете без аккомпанемента. Аналогичное сольное высказывание демонстрирует Лонни Плэксико на контрабасе в «Only Eight». В «Tigris» баритон-саксофон Лэндруса, альт-саксофон Джалила Шоу и гитара Фелдера столь выразительны, что, кажется, видишь нарисованный звуками портрет красивого и грозного зверя. Тяжеловесную грацию яванского носорога в «Javan Rhino» не менее эффектно передают Лэндрус, Кизер и тромбонист Райан Кеберли. В «The Distant Deeps» лидер оперирует только флейтами, альтовой и басовой, а дополнительные краски к этой балладе добавляет голос Кори Кинг.

О какой-то единой для всего альбома стилистике тут говорить не приходится. Музыкальный лексикон Лэндруса не знает ограничений. Где-то вы услышите модальный джаз, где-то — интонации фанка или рок-музыки, еще в каких-то моментах вам будет казаться, что это чистый боп, а в «Save the Elephants» вы опознаете характерные звуки регги или даба. Честно говоря, эта пестрота мне подчас казалась чрезмерной. Что ж, в благородной борьбе, которую ведет Брайан Лэндрус, все средства (музыкальные) хороши. Был бы эффект… Увы, глядя на то, что сегодня происходит в мире, боишься, что самое опасное животное на Земле — homo sapiens — того и гляди уничтожит всю планету.


Слушать на Deezer

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии