Black Flower «Magma» (Sdban Ultra, 2022) | Джазист | Рецензии

Black Flower
«Magma»
(Sdban Ultra, 2022)

Бельгийскую группу Black Flower больше десяти лет назад основал Натан Дэмс, выпускник джазового факультета консерватории Гента. Дэмс — разноплановый мультиинструменталист, чьи интересы лежат как внутри, так и далеко за пределами традиционного джаза. Свои идеи он реализует с разными составами музыкантов. В рамках Antwerp Gipsy Ska Orkestra он играет микс из цыганских и балканских мелодий, ска, фанка и афробита. С квартетом Echoes of Zoo — энергичный джаз-фьюжн с элементами панк-рока и и ориентальными мотивами на манер Sons of Kemet. Но главным его проектом, пожалуй, можно назвать именно Black Flower, музыка которого вдохновляется эфиопской музыкальной традицией.

«Magma» — уже пятый по счету долгоиграющий альбом этого коллектива. Выпустил его лейбл Sdban, который набил руку на переизданиях редких записей бельгийского и фламандского джаза, фанка и фьюжна 60–70-х годов, а также разного рода «библиотечной» музыки для телевидения и радио. Есть у лейбла и специальное подразделение Sdban Ultra, которое занимается современными исполнителями (тем, кому любопытно оценить звук бельгийского джазового молодняка, рекомендую превосходную компиляцию «Jazz Cats» 2018 года). Группа Black Flower определенно входит в число главных звезд лейбла, и имя ее известно не только в Бельгии; она периодически сотрудничает с продюсерами и музыкантами из Лондона, Лос-Анджелеса и других уголков планеты. Но новый альбом должен стать для нее настоящим прорывом — коллектив записал очень сильную работу.

Конечно же, Эфиопии тут в избытке, но ей одной дело не ограничивается. По полной вдохновляясь традициями, заложенными отцами жанра Мулату Астатке, Махмудом Ахмедом и Хайлу Мергия, Black Flower в итоге придумали свой особенный музыкальный рецепт — и уверенно вышли за рамки определения «еще одни европейцы, талантливо играющие эфио-джаз».

Важным нововведением на альбоме «Magma» стал культовый электроорган Farfisa. Инструменты этой итальянской фирмы повсеместно использовались в 60–70-х. У органа очень характерный звук, поклонниками которого в свое время были многие великие, от Филиппа Гласса и Pink Floyd до Херби Хэнкока и Сан Ра. Управляется с ним недавно присоединившийся к группе клавишник Карел Куленэр — и, несмотря на статус новобранца, именно он многократно выходит на авансцену, начиная с первого же трека «Magma». Ярко проявляет он себя и на композиции «Deep Dive Down», где орган вступает в напряженный и захватывающий диалог с флейтой Дэмса. Такую музыку даже сложно назвать спиричуэл-джазом; благодаря вмешательству Куленэра происходящее скорее напоминает эпический джаз-транс. Вообще, на альбоме плотно переплетается старое и новое, актуальное и винтажное. Полный магрибских интонаций трек «Deep Dive Down» и медитативный сказочный номер «The Light» — хоть и покрытая пылью, но всё-таки современность. Эти вещи перекликаются с музыкой нового поколения эфиопских музыкантов вроде Микаэля Сейфу или Dub Colossus. А вот «Half Liquid» — это уже искренний оммаж умудренному веками и древними пентатониками эфио-джазу, каким его представлял себе Мулату Астатке полвека назад.

На композиции «Morning Jungle» поет Мескерем Меес — молодая бельгийская певица эфиопского происхождения. В прошлом году она стала победительницей конкурса молодых талантов джазового фестиваля в Монтрё. Композиция стала единственным вокальным треком на всем альбоме, и даже здесь Меес почти не поет, а упражняется в заторможенном бормотании на грани лирики и прозы. Она уводит медленный и медитативный африканский спиричуэл в противоположную от джаза сторону; любители странной электроники в балеарик-духе будут в восторге. «The Forge» — уже, напротив, пульсирующий агрессивный танец, в котором благодаря исполнению Дэмса на болгарской флейте кавале Африка неожиданно встречается с Балканами. На «O Fogo» музыканты умело наводят мосты уже между Аддис-Аббебой и Лагосом: афробит — еще одна важная составляющая «Magma».

Сравнение музыки с раскаленной магмой в заголовке альбома — красивая и довольно точная метафора, многое сообщающая об этой записи. Гибридный «джаз-не-джаз» в исполнении Black Flower оставляет ощущение природной мощи, чего-то хтонического, одновременно пугающего и удивительно красивого. Большой успех бельгийской команды — и, будем надеяться, поворотный момент в ее карьере.


Слушать на Apple Music | YouTube Music | VK Музыка | Яндекс.Музыка | Bandcamp 

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии