Выбор «Джазиста»: 10 лучших альбомов сентября | Джазист | Дайджест

Выбор «Джазиста»:
10 лучших альбомов
сентября

Девятый выпуск альбомного дайджеста в 2021 году: редакция «Джазиста» выбрала десять сентябрьских релизов, достойных вашего внимания.


Gonzalo Rubalcaba, Ron Carter,
Jack DeJohnette
«Skyline»
(5Passion)

Spotify | Apple Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Альбом, который записали пианист Гонсало Рубалькаба, контрабасист Рон Картер и барабанщик Джек ДеДжонетт, надо брать и слушать без долгих раздумий. Это не правило даже, а безусловный джазистовый рефлекс. Автор идеи «Skyline» — Рубалькаба. На своем лейбле 5Passion он задумал выпустить три альбома фортепианных трио подряд, каждый раз с новой ритм-секцией. Здесь он сразу зашел с козырей, взяв в компаньоны великих старших товарищей. Альбом получился именно разговором на троих — по-другому и быть не могло. Рубалькаба, Картер и ДеДжонетт не только «обменялись» на «Skyline» авторскими композициями, но и расцветили общее звучание своей собственной музыкой. Рубалькаба — перкуссионными атаками, отходом от логики тональности и вместе с тем сохранением мелодичности; Картер — благородным и содержательным грувом; ДеДжонетт — хлесткими, детально проработанными ритмическими линиями. На протяжении всей пластинки музыканты играют расслабленно, не ограничивают себя в свободе самовыражения и не брезгуют, особенно Рубалькаба, эффектными исполнительскими трюками. Но звуковая картина остается цельной, с большим количеством слоев и драматургией, построенной на контрасте между латинским джазом и постбопом. Даже такие утомленные временем пьесы, как, например, «Gypsy», написанная Картером еще в 1979 году, звучат свежо и по-своему неотразимо. Но всё же подлинный шедевр на «Skyline» один — это кубинский стандарт 20-х годов «Lagrimas Negras», в котором страстная игра Рубалькабы, чей градус к финалу только нарастает, оказывается виртуозно вплетенной в традиционные афрокубинские ритмоформулы.
Александр Аношин


Pat Metheny
«Side-Eye NYC V1.IV»
(Modern)

Spotify | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Проект Side-Eye Trio появился в 2016 году. По замыслу лидера, гитариста Пэта Метини, задача этого ансамбля — свежим взором окинуть традиционный формат органного трио (название «side-eye» переводится как «взгляд искоса»). Единственным постоянным участником останется сам Метини, а других ждет ротация, но всякий раз это будет «молодая кровь» — музыканты нового поколения, способные хорошенько покопаться в джазовом наследии, уснастив его нетривиальными идеями. В первый состав Side-Eye Trio вошли клавишник Джеймс Фрэнсис и барабанщик Маркус Гилмор, которые, несмотря на возраст (Фрэнсису на момент записи было всего 24 года), уже стали признанными мастерами. А теперь пристегните ремни: альбом «Side-Eye NYC V1.IV» — это головокружительный вояж между жанрами и эпохами. Трио с акробатической легкостью перелетает от нового фьюжн-боевика Метини «It Starts When We Disappear» (где гитарист использует оркестрион — несколько связанных между собой музыкальных инструментов, управляемых при помощи специального контроллера), к «Better Days Ahead», которая в аранжировке Джеймса Фрэнсиса превращается из восьмидесятнической самбы в балладу, а следом — к бесхитростно свингующему хард-бопу «Timeline». В «Bright Size Life» и «Sirabhorn» Фрэнсис блистательно подражает (насколько это возможно на клавишных) манере и фразировке басиста Джако Пасториуса, участвовавшего в записи дебютной пластинки Пэта. Будет здесь и роковый драйв («Lodger»), и фирменный абстрактный фьюжн Метини («Zenith Blue»), и даже обращение к джазовому авангарду конца 50-х («Turnaround» Орнетта Коулмана). В целом же этот альбом — отличная демонстрация того, что Пэт Метини до сих пор сохраняет юношеский задор и способность удивлять.
Лев Боровков


Amir ElSaffar Rivers of Sound
«The Other Shore»
(Outhere)

Spotify | Apple Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Amir ElSaffar, Rivers of Sound, The Other Shore

Трубач Амир эль-Саффар, в нулевых игравший в ансамбле Сесила Тейлора, подхватывает там, где остановился учитель. Он проводит в жизнь увлекательную метаморфозу — собирает на одной жилплощади джаз, академическую музыку, свободную импровизацию и традицию иракского макама и заставляет их не просто молчаливо притираться, а активно жить по правилам друг друга и вместе создавать что-то совершенно новое. В тесноте, да не в обиде; с легкой руки эль-Саффара на свет рождается невероятный музыкальный язык и мощный материал — уровня лучших экспериментов Дона Черри, Орнетта Коулмана и Каиля эль-Забара. К моменту записи альбома «The Other Shore» в состав ансамбля Rivers of Sound входило семнадцать человек. Каждый из них управляется с тремя-четырьмя разными инструментами, от глокеншпиля до уда. Сам эль-Саффар играет на трубе и сантуре (восточных гуслях) и поет молитвы во славу Аллаха. И пение, и игра на инструментах — чаще результат импровизации, чем композиторского замысла. Поначалу кажется, что на «The Other Shore» огромная куча людей играет почти без правил. Мелодии рождаются в разных уголках оркестра одновременно и исполняются немного под углом друг другу. Одна из них может быть сыграна в европейской ладовой системе, а другая — на восточный лад, с хроматизмами и четвертитонами. Надо добавить, что при всей густоте красок и смелости подхода «The Other Shore» — очень увлекательная и приятная для слуха запись, Бегите слушать: это один из сильнейших альбомов года.
Наталья Югринова (рецензия)


Nikolai Mishchenko
«Amberflection Vol.2»
(ЛУЧ)

Spotify | Apple Music | YouTube Music

Николай Мищенко, Amberflection Vol. 2

Московский пианист Николай Мищенко, получающий образование в Бёркли, в прошлом году выпустил сольный миньон «Amberflection», а в этом — его версию в составе фортепианного трио. Можно сравнивать друг с другом интерпретации одних и тех же произведений и пытаться выявить, что же, собственно, меняется с добавлением ритм-секции. Большая часть музыкального материала содержится в партиях фортепиано. Контрабас (Николай Ольшанский) и барабаны (Михаил Фотченков) в основном придают ощущение опоры либо, наоборот, легкости, полета, который в соответствующие моменты прошлогодней версии лишь смутно просматривается. Надо понимать, что перед нами не очередной эксперимент в траектории, заданной Эсбьорном Свенссоном, когда пианист пытается утрамбовать в формат джазового трио практически всё, что угодно. Мищенко предстает на альбоме прежде всего как композитор. Во-первых, композитор-мелодист, автор запоминающихся, относительно простых тем, которые строятся на повторах, и замысловатых секвенций, странных переходов. Во-вторых, в некоторых номерах («Late Night Dances»«Mirrors») можно увидеть и интересную работу со структурой, нестандартное перетекание друг в друга разных частей. При этом Николай, по крайней мере временами, ориентируется прежде всего на старые фортепианные трио и частично на романтизм (опять же в «Late Night Dances»). Но музыка Мищенко не старомодна, в ней чувствуется свежесть дыхания.
Григорий Дурново (рецензия)


Rachel Eckroth
«The Garden»
(Rainy Days)

Spotify | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Bandcamp

Rachel Eckroth, The Garden

Петербургский лейбл Rainy Days открывает очередной дождливый сезон релизом американской пианистки и вокалистки Рэйчел Экрот. Связующим звеном между российским лейблом и Рэйчел Экрот стал ее партнер в жизни и в музыке — басист Тим Лефейв. Его можно услышать на прошлогоднем альбоме «Disrespectful» проекта JZ Replacement, одном из самых захватывающих и экспериментальных релизов Rainy Days. На «The Garden» градус экспериментов только повышается: джаз здесь — всего лишь один из главных компонентов, и альбом можно смело советовать любителям кросс-жанровых пересечений. Звучание альбома строится вокруг синтезаторов, которые Экрот в этот раз предпочла акустике. Именно они послужили «скелетом», вокруг которого вырастает «The Garden». Пластинка открывается футуристичной композицией «Dracaena» — джазовой мелодией, наложенной на практически хип-хоповый бит, которая по ходу пьесы превращается в захватывающую битву между саксофонами и синтезаторами. Композиция «Oil», выбранная в качестве первого выпущенного сингла и главного тизера к альбому, также как будто бы не совсем про джаз. Этот эпический номер звучит практически как стадионный рок-боевик. «The Garden» может удивить тех, кто поспешил записать продукцию Rainy Days в разряд традиционалистского джаза. Этот альбом — большой успех российского лейбла, с которым его можно и нужно поздравить.
Илья Рассказов (рецензия)


Joey DeFrancesco
«More Music»
(Mack Avenue)

Spotify | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Joey DeFrancesco, More Music

Органист Джоуи Дефранческо, который в апреле разменял шестой десяток, по-прежнему энергичен, жовиален, и с годами ему всё теснее в рамках одного инструмента. На новом альбоме он не только играет на органе, трубе, рояле и синтезаторе (а в композиции «And If You Please» еще и поет), но и дебютирует как тенор-саксофонист. Этот инструмент Джоуи освоил совсем недавно, причем с какой-то фантастической скоростью. И всё же главным орудием труда для Дефранческо остается орган. В его любимых хард-бопе и соул-джазе — жанрах, обращенных не столько к высокому интеллекту, сколько к простым телесным радостям, — распространен сленговый термин «cookin’», что-то вроде нашего «вжаривает». Так вот cookin’ — это именно то, что Джоуи делает на органе. Все композиции для альбома «More Music» Дефранческо написал сам. Стилистически они располагаются как раз где-то на перекрестке хард-бопа и соул-джаза с мимолетным заходом в фанк и соул. Джоуи охотно показывает, где он вдохновлялся великими предшественниками, и местами отсылки либо отчетливо слышны («Where to Go» вполне открыто цитирует ритм и басовую партию «Eighty-One» Майлза Дэвиса и Рона Картера), либо угадываются не в букве, а в духе («Roll with It» явно наследует неудобной, угловатой музыке Телониуса Монка). Как и всегда, Джоуи Дефранческо не пытается докопаться до каких-то новых глубин, а просто делает то, что дается ему лучше, чем многим другим. И, как всегда, делает он это с таким нескрываемым удовольствием, которое заразит любого.
Л. Б. (рецензия)


Moon Juice
«Fuck Synchronisation»
(self-released)

Spotify| Bandcamp | Apple Music

Трио Moon Juice в 2019 году образовали египетский гитарист Шериф эль-Масри и два шведа — барабанщик Конрад Агнас и клавишник Йохан Граден. Эль-Масри — видная фигура на каирской сцене экспериментальной музыки; он, в частности, играет в группе The Invisible Hands вместе с легендой мирового психоделического андеграунда и основателем проекта Sun City Girls Аланом Бишопом (спойлер: он тоже появляется на альбоме). Шериф и Агнас знакомы давно: они вместе участвовали в концертном составе певицы Нады эль-Шазли и ездили с ней в туры. А Конрад и Йохан частенько встречались на записях главных героев шведской новоджазовой сцены — саксофонистов Йонаса Куллхаммара и Пера «Техаса» Йоханссона, контрабасиста Торбьорна Зеттерберга. Все эти детали помогают лучше понять, почему «Fuck Synchronization», дебютный альбом Moon Juice, звучит так необычно. Это причудливый результат смешения южных и северных кровей и даже разного по темпераменту музыкального мышления. Альбом  открывает новые горизонты самобытности в импровизационной музыке. В одной работе сходятся ближневосточная и европейская культуры — и выражается это в витиеватости и даже помпезности саунда, ритмической точности, кричащей душевности и отстраненности материала одновременно.
Евгений Галочкин (рецензия)


Helen Sung
«Quartet+»
(Sunnyside)

Spotify | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Bandcamp

Хелен Санг, американская пианистка и композитор китайского происхождения, начинала с классической музыки и только в годы учебы в Техасском университете в Остине заинтересовалась джазом. Интерес оказался глубоким и плодотворным: Хелен прошла обучение в Институте джаза имени Телониуса Монка (ныне — Херби Хэнкока), а затем даже ездила в концертный тур по странам Азии с Хэнкоком и саксофонистом Уэйном Шортером. Но первая любовь незабываема, и отзвуки академического наследия можно найти в каждом из ее альбомов. С новой силой это проявилось и в работе над новой пластинкой Санг. Здесь Хелен осуществила свою давнюю мечту — записать альбом со струнными. В дополнение к собственному квартету она пригласила к участию в записи классический струнный Harlem Quartet — отсюда и название альбома, записанного двумя квартетами: «Quartet+». Здесь Хелен и ее партнеры играют не только ее собственную музыку, но и музыку видных женщин в джазе — исполнительниц и композиторов разных времен. Академическое фортепианное интро переходит в стремительное джазовое соло, когда кажется, что искорки отлетают от клавиш под пальцами Хелен, а затем к ней на помощь спешит тенор-саксофон Джона Эллиса — так Санг прочла композицию Джери Аллен «Feed the Fire». Вступление в исполнении струнного квартета с последующими чисто джазовыми репликами фортепиано и контрабаса, превращающими композицию во встречу академической традиции и блюза, — это уже «Mary’s Waltz» от Мэри Лу Уильямс.  В целом, думаю, этим альбомом остался бы доволен Гюнтер Шуллер: его идеи «третьего течения», идеи конвергенции джаза и академической музыки, похоже, живут и побеждают.
Леонид Аускерн (рецензия)


Marcin Wasilewski Trio
«En Attendant»
(ECM)

Spotify | Apple Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Среди джазовых троек «фортепиано — контрабас — ударные» трио поляка Марцина Василевского нет равных. Его любят и уважают, им восхищаются. Описывая заслуги Марцина Василевского, Славомира Куркевича и Михала Миськевича, обычно не скупятся на эпитеты вроде «эталонная игра», «высочайший исполнительский уровень», «безупречное мастерство». Всё это, конечно, правда. Достаточно вспомнить, что трубач Томаш Станько, человек с тончайшим слухом, проработал с тремя этими музыкантами в общей сложности двенадцать лет. Еще восемнадцать лет они провели, так или иначе играя втроем. Альбом «En attendant» — очередной высокопробный образец насыщенной игры и благородного саунда; то самое «красивое» из известного мема. В нем легко узнается классический звук ECM — дорогой, прохладный, хрустальный, как люстра в Большом театре. Но вместе с тем пластинка слушается как среднее арифметическое предыдущих альбомов трио Марцина Василевского. Всё тут ровно и гладко, а в памяти обычно задерживаются совсем другие альбомы — альбомы-экстремумы. Наверное, задача этой пластинки — напомнить другим музыкантам, как выглядит общая система координат для традиционного джазового трио. А смело двигаться по осям, которые раз за разом намечают Василевский, Миськевич и Куркевич, — удел кого-то другого.
Н. Ю. (рецензия)


Jazzmeia Horn and
Her Noble Force
«Dear Love»
(Empress Legacy)

SpotifyApple Music | YouTube MusicЯндекс.Музыка

Нью-йоркская певица Джазмия Хорн строит свою карьеру со стахановским усердием. Победа в важнейших джазовых конкурсах (имени Телониуса Монка и Сары Воэн), две номинации на Грэмми, знаки отличия, выданные журналом DownBeat, плотнейший гастрольный график, собственная линия одежды — а ведь вокалистке едва исполнилось тридцать. Такой целеустремленности и трудолюбию можно только позавидовать. Но отдельных восторгов стоит то, как Джазмия подходит к выпуску альбомов: каждый из них раскрывает ее талант с новой стороны. Дебютировав в 2017 году, Хорн сразу обрисовала сферу своих интересов (классический джаз золотой эры биг-бэндов) и ориентиры (Сара Воэн, Элла Фицджеральд, Бетти Картер, Эбби Линкольн). На втором альбоме она проявила не только вокальные, но и сочинительские умения, включив в программу крепкие авторские композиции. Наконец, на «Dear Love» Джазмия берет особенно важную для себя высоту — обзаводится биг-бэндом, расширенным струнной секцией, пишет от начала до конца все аранжировки для него, руководит им и, конечно же, поет. И если по композиторской части Джазмия демонстрирует навыки способного, но всё же подражателя, то в области вокала даст фору многим современникам. То, как играючи она переключается между неосоулом, поэтическими речитативами и скэтом, выдает в ней и прекрасную технику, и смелость, и харизму.
Н. Ю.

Об авторе

Jazzist

Редакция.

Добавить комментарий

Наш плейлист

Архивы

Свежие комментарии