Выбор «Джазиста»: 10 лучших альбомов мая | Джазист | Дайджест

Выбор «Джазиста»:
10 лучших альбомов
мая

Пятый выпуск альбомного дайджеста в 2021 году: редакция «Джазиста» выбрала 10 майских релизов, достойных вашего внимания.


Ralph Peterson
«Raise Up Off Me»
(Onyx Prosuctions)

Spotify | Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Ralph Peterson, Raise Up Off Me

Барабанщик Ральф Питерсон боролся с раком шесть лет. Он перенес пять операций и несколько курсов химиотерапии, но продолжал поддерживать физическую форму (в этом, он утверждал, ему помогало тхэквондо) и заниматься музыкой. «Raise Up Off Me» Питерсон записал вместе в начале декабря прошлого года со своим трио, в которое входили братья Кёртисы — Заккай (фортепиано) и Лукес (контрабас). А первого марта года нынешнего Питерсон скончался. Альбом длится почти полтора часа и состоит из композиций самого Питерсона, а также пары вещей братьев Кёртисов и нескольких стандартов. Трио Ральфа Питерсона и братьев Кёртисов звучит ровно так, как ожидаешь от состава, который играет вместе с десяток лет, — профессионально, утонченно и на предельно возможном уровне взаимопонимания. Чему же поражаться? А поражаться стоит игре самого Питерсона. Он задает музыке ритм, рвет ее ткань совершенно неповторимыми сбивками; в своих бойких и при этом лиричных партиях он звучит одновременно и как солист, и как фундамент ансамбля. Его мышление, слух, чувство динамики поражают уже с самого начала. А когда под конец альбома, в пьесах «Fantazia Brazil» и «Shorties Portion», он начинает показывать технику, остается только открывать рот в недоумении. Его игра — четкая, лихая, мощная, плавная — всегда узнаваема.
Олег Соболев (рецензия)


Ilugdin Trio
«My Story»
(Jazzist)

Apple Music | Spotify | Deezer | YouTube Music | Tidal 

Ilugdin Trio, Дмитрий Илугдин, My Story, Jazzist, Джазист

Пианист Дмитрий Илугдин рисует свою картину сдержанно и умно. Давно пройден тот этап, когда музыкант торопится показать технику: у Илугдина он, пожалуй, пришелся на 2000-е, когда Дмитрий играл в составе «Арсенала» Алексея Козлова. Сегодня техника есть, она великолепна и стала естественным языком. Давно не надо доказывать ни себе, ни другим свою состоятельность как композитора, аранжировщика, знатока гармонии — всё это и так вросло в мышление за почти 25 лет профессионального сочинительства. В музыке, которой дает выход Илугдин, вообще не чувствуется расчета — холодной математики, которая характерна, например, для большинства популярных пианистов-неоклассиков. В альбоме слышится полное отсутствие необходимости что-либо придумывать, обосновывать, анализировать. Вот где так важно неявное лидерство: Илугдин показывает материал контрабасисту Виктору Шестаку и барабанщику Петру Ившину, и вместе с ним, автором, они находят окончательное звучание не в анализе и обсуждении, а в совместной игре. Это и есть их джаз — способность настолько войти в тему, что трепетное сотворчество, в котором доля спонтанности не так уж велика, делается куда более ценным, чем умение накидать двадцать квадратов безбашенной импровизации по гармонической сетке.
Юрий Льноградский (рецензия)


Evgeny Abramov SAKHRA
«Rise in Bedia»
(SAKHRA Studio)

 Apple Music | Spotify | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Sakhra, Rise in Bedia

Проект пианиста Евгения Абрамова SAKHRA, по словам самого лидера, задумывался несколько лет назад с упором на нью-эйдж-стилистику. В сегодняшнем формате коллектива нью-эйдж остается разве что основой, к которой в равных долях добавлены также умеренный, умный джаз и world music. С Абрамовым в одном коллективе играют барабанщик Пётр Талалай, контрабасист Павел Прокимов и мультиинструменталист Антон Котиков, которого можно услышать здесь на саксофоне, флейте, кларнете и трудно идентифицируемом наборе самых разнообразных этнических духовых. Если отбросить периодические обращения Абрамова к электронике, это фактически традиционный акустический джазовый квартет — ритм-секция и солист-духовик. Тем интереснее, что SAKHRA отстраняется от джаза в классическом его понимании, вполне каноническую ритмику уводя куда-то в сторону и не вызывая ассоциаций с моделью «тема — импровизация — тема», даже когда ровно это и происходит. То, что делает группа, на поверку оказывается ближе к киномузыке, в которой основную содержательную нагрузку должны создавать не ярко прочерченные соло, а сопровождаемый музыкой видеоряд. И музыка эта, если характеризовать ее одним словом, красива. 
Юрий Льноградский (рецензия)


Владимир Лучанский
«Путешествия, которых не было»
(Картаскважин)

Spotify | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.МузыкаBandcamp

Владимир Лучанский, Путешествия, которых не было

Одним из главных увлечений петербургского мультиинтрументалиста Владимира Лучанского в последнее время стали «опыты» с магнитной лентой. Музыкант выработал свой стиль работы с этим инструментом: теплый меланхоличный эмбиент, извлекающий из памяти различные призрачные образы. Чем-то это напоминает работы Уильяма Басински, но если американец использует зацикленные лупы и минималистичное повествование, то в музыке Лучанского гораздо больше событий. Его новый альбом — концептуальная работа, посвященная путешествиям, которые были запланированы, но так и не состоялись. Лучанский использует характерные для хонтологии приемы. Красивые мелодии, сыгранные не то на гитаре, не то на синтезаторе, неспешно разворачиваются в лоу-файном звуковом мареве с характерным эффектом «плывущей» пленки. Из отдаленных звуковых слоев доносятся чьи-то голоса, звуки улиц и прочие обрывки полевых записей — при внимательном прослушивании музыка раскрывает всё новые и новые детали. Звук здесь очень плавный и теплый, он создает ощущение уюта.
Леонид Кравченко (рецензия)


Noah Haidu
«Slowly: Song for Keith Jarrett»
(Sunnyside)

Spotify | Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer

Noad Haidu, Song for Keith Jarrett

Творчество Кита Джарретта в целом и его сольные фортепианные концерты в частности оказали серьезное влияние на всё джазовое сообщество — от музыкантов до пишущей братии, а особенно на его коллег по инструменту. Среди тех, кто подпал под… нет, даже не обаяние, а прямо-таки магию музыки Джарретта, оказался и пианист из Нью-Йорка Ноа Хайду. Этот музыкант, учившийся в свое время у Кенни Бэррона в Рутгерском университете, в самом начале десятых годов был «восходящей звездой», а сегодня, в свои сорок девять, является весьма заметной фигурой на джазовой сцене Большого Яблока. К записи такой важной работы Ноа привлек одну из лучших ритм-групп современного джаза — контрабасиста Бастера Уильямса и ударника Билли Харта. Хайду и его коллеги отобрали для записи одну пьесу самого Джарретта — «Rainbow», да и ее музыканты исполнили в связке с композицией Ноа «Keith Jarrett», построенной на очень упругой, почти роковой ритмике. Остальная часть программы — это сочинения Хайду, Уильямса и Харта, а также три джазовых стандарта. Свое уважение к Киту музыканты постарались передать не формально (исполнением его музыки), а творчески — исследуя сам дух музыки Джарретта.
Леонид Аускерн (рецензия)


Graham Costello’s Strata
«Second Lives»
(Gearbox)

Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка | Bandcamp

Шотландский барабанщик Грэм Костелло — еще одно лицо нескончаемой британской «новой» джазовой волны. К ней его вместе с секстетом Strata причисляют не только за молодость и прописку, но и за манеру исполнять джаз, задействуя арсенал изобразительных средств других жанров — в данном случае прогрессив-, мат- и построка. Костелло играет нахраписто, на сырой энергии, выдавая на-гора тугие хитросплетения ритмов, за которыми едва поспевают прочие участники коллектива (тенор-саксофонист Гарри Уэйр, тромбонист Лиэм Шорталл, пианист Фергюс Маккриди, гитарист Джо Уильямсон и басист Марк Хендри). Композиции развиваются по одинаковой траектории — от тихого к громкому и оглушительному, но всегда остаются мелодически цельными. В самые драматичные моменты всё это одновременно напоминает The Mars Volta и The Thing. Ощущение того, что ты находишься на рок-концерте, усиливается особым подходом к записи. Strata пишется только на аналоговое оборудование и почти не прибегает к последовательному наложению дорожек. Тот случай, когда шероховатости, недочеты и порывистость музыкантов превращают не слишком выдающийся материал в вещь, цепляющую за живое.
Наталья Югринова


Joe Lovano & Dave Douglas Sound Prints
«Other Worlds»
(Greenleaf Music)

Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка | Bandcamp

Ловано и Дуглас организовали проект Sound Prints в 2013 году, вдохновленные музыкой Уэйна Шортера (то был как раз год его 80-летия). Неизменного с тех пор состава квинтет выпустил в 2013 году концертный альбом «Sound Prints: Live at Monterey Jazz Festival», а в 2018-м — студийный «Scandal». В этих работах, помимо авторской музыки обоих лидеров, звучали и интерпретации произведений Уэйна Шортера. И вот в 2021 году на лейбле Дугласа Greenleaf Music появился третий альбом под названием «Other Worlds» («Другие миры»), впервые полностью авторский, но, как уверяют Джо и Дэйв, по-прежнему проникнутый духом музыкальных идей Шортера. Десять композиций, по пять сочинений каждого из лидеров. Из нашего несовершенного мира авторы идут в разных направлениях. Джо Ловано обращен в фантастическое будущее, в мир космических путешествий. Дэйва Дугласа, похоже, больше интересует прошлое — отсюда такие композиции, как «Pythagoras»«Manitou» (дух вещей у индейцев-алгонкинов) или «Antiquity to Outer Space». В любом случае, главное в «Other Worlds» — это высочайшего уровня диалог двух больших мастеров, сопровождаемый сочными басовыми переходами, тонкой работой пианиста и чуткой реакцией барабанщика. 
Леонил Аускерн (рецензия)


Skúli Sverrisson & Bill Frisell
«Strata»
(Newvelle)

Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка | Bandcamp

Исландец Скули Сверриссон — музыкант разнообразных интересов: его послужной список включает, например, сотрудничество с джазовыми авангардистами Дереком Бэйли и Вададой Лео Смитом, виртуозом фьюжн-гитары Алланом Холдсвортом и рокером Лу Ридом. Билл Фризелл тоже не скован рамками стиля и одинаково комфортно чувствует себя и в прямолинейном джазе, и в безграничной, как прерия, американе, и даже в эклектичных кросс-жанровых опытах Джона Зорна. При этих вводных сотрудничество Сверриссона с Фризеллом было, пожалуй, предрешено. На пластинке «Strata» Скули и Билл ушли от всяких экспериментов и создали то, что можно сравнить с циклом стихов. Здесь практически нет импровизаций в привычном для джаза смысле: каждая пьеса (все они написаны Сверриссоном) — законченное «стихотворение», где музыканты не уходят в пространные соло, а всё время остаются внутри темы. Сверриссон по большей части обозначает ритмические и гармонические границы своими арпеджио в среднем и верхнем регистрах. Иногда это приводит к такому переплетению тембров гитары и баса, что отличить их друг от друга становится буквально невозможно. В такие моменты проявляется главная ценность альбома: мы наблюдаем за первой встречей родственных душ. Вспыхнула табличка «Запись», они начали играть и сразу же, без лишних слов, вошли в резонанс. Это завораживает. И это несравнимо ценнее беглости пальцев и всей остальной пиротехники, которую обычно ждешь от струнных дуэтов.
Лев Боровков (рецензия)


La La Lars
«La La Lars III»
(<1000)

Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка | Bandcamp

Созданный будто специально для долгих летних дней, третий альбом La La Lars — логичное продолжение первых двух блистательных лонгплеев. Посмеивась в названии коллектива над попсовым сальным джазом, квартет, однако, ни на секунду не заходит в стремительные воды джаза экспериментального. Скорее наоборот: La La Lars убедительно показывают, какими интересными могут быть благозвучные, профессионально сыгранные мелодии. Все три альбома группы — это учебники для мелодистов, наглядные пособия для тех музыкантов, которые всю жизнь играли стандарты и уже готовы сочинять свои собственные. По сути, каждый трек на альбоме «La La Lars III» и предыдущих пластинках группы — новый джазовый стандарт, который в первые минуты прочно оседает в памяти и уже не покинет ее. И если альбом «La La Lars» (2017) был нашпигован такими джазовыми бэнгерами под завязку, а «La La Lars II» был похож на сборник би-сайдов к предшественнику (хоть и со своими хитами), то третья пластинка звучит как удачное продолжение первых двух, только еще более солнечное и динамичное.
Евгений Галочкин (рецензия)


 Chris Schlarb & Chad Taylor
«Time No Changes»
(Astral Spirits)

Spotify | Apple Music | Deezer | Bandcamp


Композитор и гитарист Крис Шларб и барабанщик Чед Тейлор, знакомые друг с другом по проекту Шларба «Psychic Temple», учинили в этот раз на двоих сорокаминутный сеанс постджазовой психоделии. Запись альбома велась в ходе импровизационной сессии без предварительной подготовки. Однако спонтанность принятых Шларбом и Тейлором решений не повергла музыку в неконтролируемый хаос. Наоборот, необязательные вроде бы зарисовки без видимых усилий сложились в полноценный альбом с четко выстроенной драматургией. Не хочется повторять штамп о «телепатической связи» двух музыкантов, но Шларбу и Тейлору действительно не пришлось притираться друг к другу. Первый с помощью гитар и синтезаторов навел густое психоделическое марево, второй играючи подобрал к этому неясному звуковому ландшафту необходимый грув и расставил ритмические акценты. Кажется, в народе такое называют идеальным совпадением. И хотя «Time No Changes» вряд ли претендует на уникальность — похожими вещами еще 60 лет назад занимались фолковый гитарист Сэнди Балл и барабанщик Билли Хиггинс, а совсем недавно то же самое проделал дуэт Билла Оркатта и Криса Корсано — шанс стать нестыдным сезонным увлечением у пластинки вне всякого сомнения есть.
Александр Аношин

Об авторе

Jazzist

Редакция.

Добавить комментарий

Наш плейлист

Архивы

Теги