Выбор «Джазиста»: 10 лучших альбомов января | Джазист | Дайджест

Выбор «Джазиста»:
10 лучших альбомов января

Встречайте первый выпуск альбомного дайджеста в 2021 году: редакция «Джазиста» выбрала 10 альбомов января, достойных особого внимания.


Various Artists «Indaba Is»
(Brownswood)

Apple Music | Spotify | Deezer | Bandcamp

Материал был записан за пять дней интенсивных студийных сессий летом 2020-го — для большинства музыкантов это была первая вылазка в мир после весенних пандемических ограничений. Радость от совместной игры буквально пронизывает этот альбом. Большинство треков сыграны с такой свободной пластичностью, с какой вещи растягиваются и расширяются на живых выступлениях; музыканты пытаются поиграть подольше, чтобы все успели вложить в номер что-то свое. Это очень «коммунальная» музыка — здесь поют на много голосов, инструменты периодически солируют одновременно. Восемь размашистых номеров сыграны в общей сложности силами 52 музыкантов; в некоторых случаях — в составах, организованных непосредственно во время записи. Нтули рассказывала журналу The Wire, что Brownswood иногда отвергал предложения кураторов по поводу участия тех или иных артистов, объясняя тем, что «это не наш вайб». Тогда они с Мтембу находили способы привлечь особо интересующих их музыкантов к записям других, одобренных лейблом участников. Сама Нтули играет не только в номере, подписанном ее именем, но и в треке проекта The Brother Moves On. Словом, все играют со всеми, смело перемешивая жанры, традиции, музыкальные культуры и демонстрируя, насколько свободны границы того, что в ЮАР готовы понимать под джазом.
Сергей Мезенов (рецензия)


Joe Lovano Trio Tapestry
«Garden of Expression»
(ECM)

Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

«Garden of Expression», хоть и вышел только сейчас, был задуман и записан в 2019-м, вскоре после дебютного релиза и совместного тура Trio Tapestry. Он — прямое продолжение озвученных ранее идей, собравших хвалебную критику. Краеугольным камнем здесь служит принцип открытого уха и распахнутых глаз. Пианистка Мэрилин Криспелл и саксофонист Джо Ловано ловят и усиливают ход мыслей друг друга; Кастальди акцентирует фразы, произнесенные коллегами, и занимается украшательствами. Ловано играет настолько чисто, нежно и проникновенно, как умеет только он. Кажется, его партии можно было бы скопировать и вставить в любой случайный smooth-джазовый шлягер; это скорее комплимент, говорящий о доступности и чувственности музыки. Поэтому ведущая роль — у Криспелл. Бывшая участница квартета Энтони Брэкстона, не чурающаяся смелых экспериментов (обратите внимание, например, на ее альбом с Тайшоном Сори «The Adornment of Time»), она добавляет музыке не только увлекательную многослойность, но и эмоциональный порыв — ту самую экспрессию, обозначенную в заголовке альбома.
Наталья Югринова (рецензия)


Russ Lossing
«‎Metamorphism»‎
(Sunnyside)

Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

В исполнении квартета пианиста Расса Лоссинга звучит хрупкая и переменчивая музыка, которая уклоняется от любых устойчивых состояний. В то же время, избегая скучной упорядоченности, композиции «‎Metamorphism» не стремятся к хаосу. Они скорее формируются из видоизменных элементов уже известных жанров — «‎классического» свинга, постбопа, фри-джаза и даже восточного фольклора, отглоски которого слышны в теме первой и лучшей композиции альбома «‎Three Treasures». Такой подход требует от музыкантов квартета Лоссинга умения внимательно слушать друг друга и быстро откликаться на предлагаемые идеи. Саксофонист Лорен Стиллман, контрабасист Джон Эбер и барабанщик Майкл Сарин «‎общаются» на полутонах, и бережное отношение к деталям ценится ими выше бравурных пассажей. За «‎Metamorphism» следишь с таким же трепетом, как за увлекательной шахматной партией: боишься пропустить каждый ход, а поняв замысел комбинации, радуешься как ребенок — смог, получается, прикоснуться к высокому.
Александр Аношин (рецензия)


Jason Moran
«‎The Sound Will Tell You»‎
(self-released)

Bandcamp

В описании к альбому Моран признается, что писал музыку как раз во время карантина и вдохновлялся романами афроамериканской писательницы Тони Моррисон и записями хьюстонского диджея DJ Screw. С такими вводными от альбома ждешь чего-нибудь гневного и афроцентричного. На деле получается совсем иначе: с первых же аккордов «‎The Sound Will Tell You»‎ обезоруживает ясной и откровенной нежностью. Моран играет тихие фортепианные этюды, отсылая то к минимализму, то к романтическим ноктюрнам, то к джазовым стандартам, и делает это с «любительской»‎ легкостью. Здесь, конечно, не стоит забывать о тяге Морана к парадоксам: забуриться в дорогущую студию и сделать так, чтобы единственным эффектом стало подчеркнутое «размазывание»‎ (как у DJ Screw, искусственно замедлявшего записи с 45 оборотов в минуту до 33) звука, мог только он. Но как раз эта незаконченность и создает тот обезоруживающий эффект доверия, когда вдруг начинаешь изливать душу случайному знакомому.
А. А. (рецензия)


Ensemble Shippolly
«Dancing Shippolly»
(self-released)

Bandcamp

«Танцующий» заголовок этой музыке ужасно идет: она легко, словно на цыпочках, перескакивает с инструмента на инструмент, со стиля на стиль. Поначалу ансамбль играет незамысловатый японский фьюжн в духе Юсуке Сима или Quasimode, затем переходит в пост-боп («Relay» и «Sunebone»), оседает во фри-джазе (любопытная версия эллингтоновской «It Don’t Mean a Thing» и совершенно замечательная — «Manteca» Гиллеспи), а заканчивает ироничными подражаниями луизианским духовым оркестрам. Отсутствие якоря в виде ударных и баса добавляет музыке воздуха: она летит вперед свободным потоком соло-импровизаций, никем не подгоняемая извне, в каком-то своем, слышном только себе ритме. 
Н. Ю. (рецензия)


Patricia Brennan
«Maquishti»
(Valley Of Search)

Bandcamp | Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

Patricia Brennan

Патриша Бреннан родилась и выросла в Мексике, там же она обучалась игре на перкуссионных инструментах в ключе современного академизма. Затем она увлеклась музыкой другого толка. Переехав в Бруклин, Бреннан в первую очередь утвердила себя как джазовая вибрафонистка, способная работать и в свободной импровизации. Дебютировать часовым альбомом перкуссионной музыки — жест как минимум смелый. В «Episodes» Бреннан лучше всего демонстрирует свой мощный композиторский талант. В другом контексте слушаются импровизации, рассыпанные по треклисту «Maquishti». Это явно музыка не слаженная, не продуманная заранее, полная импульсивных жестов и грандиозных спонтанных решений. Но в своей игре Бреннан, впрочем, всё равно ориентируется на подчеркивание формы, на законченность нарратива.
Олег Соболев (рецензия)


Franco Ambrosetti Band
«Lost Within You»
(Unit)

Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

79-летний швейцарский трубач Франко Амброзетти велик без оговорок. Даже Майлз Дэвис, который хороших слов на ветер не бросал, говорил, что лучше Амброзетти из белых трубачей не играет никто. «‎He can play his ass off»‎, — эти слова вслед за Майлзом хочется повторять после прослушивания каждой пластинки Амброзетти, и новый диск тоже не исключение. Какой чистый и ясный у Амброзетти звук, как здорово он солирует в верхнем регистре, сколько фантазии и изобретательности в его соло, — смотрите, слушайте, учитесь. И как же радостно, что человек, который записывал великие альбомы «Movies» и «‎Movies Too», когда я еще пешком под стол ходил и ни о каком джазе не подозревал, делает это до сих пор. Да к тому же вместе с составом мечты: Джоном Скофилдом, Джеком ДеДжоннеттом, Ури Кейном, Скоттом Колли, Рене Рознес. Они играют стандарты, но как играют: тут даже не в технике дело (безошибочный прокат «Body and Soul» вам выпускники Беркли бесплатно организуют), а в таких тонких материях, которые словами не оформить. Прожил ли ты «Body and Soul»‎ и «Flamenco Sketches»‎ или в школе выучил — вот в чем вопрос и вот где проходит граница непридуманного величия.
А. А.


The 8-Bit Big Band
«Backwards Compatible»
(self-released)

Bandcamp | Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

The 8-Bit Big Band

В январе 2021 года The 8-Bit Big Band выпустил свой третий альбом «Backwards Compatible». Рецепт тот же, что и прежде: взять музыку из игр, выпущенных Nintendo и Sega, аранжировать ее для биг-бэнда и большой струнной секции, кое-где приправить неочевидными цитатами (например, «подземная» тема Хирокадзу Танаки из Super Mario Land органично переплетается с ледзеппелиновским «Kashmir», а музыка из Chrono Trigger — с «Kuru» Джако Пасториуса), добавить фанка, рока, щепотку поп-музыки — и вуаля. Результат, конечно же, откликнется в сердцах миллениалов, которые в детстве тратили многие часы на водопроводчика Марио и легенду о Зельде. Но это не просто ностальгический аттракцион — бэндлидер и басист Чарли Розен пишет отличные аранжировки, управляется с огромным оркестром и заражает своим азартом даже тех, кто совсем далек от видеоигр.
Лев Боровков (рецензия)


Kari Ikonen
«‎Impressions, Improvisations and Compositions»‎
(Ozella)

Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

Финский пианист вдохновился творчеством Василия Кандинского и музыкой условного Востока и записал первый в карьере сольный альбом «Impressions, Improvisations and Compositions». Главным элементом аутентичного звучания пластинки стало изобретение Иконена «Макиано», которое крепится к струнам фортепиано и расширяет возможности звучания инструмента в микротональных шкалах арабских макамов. Помимо технической находчивости Иконена отличает виртуозная техника, позволяющая ему выходить далеко за рамки сольных импровизаций и досигать мощи чуть ли не оркестрового звучания. Кругозор и умение Иконена органично переходить от восточных мелодий к европейскому авангарду и далее к японской традиционной музыке впечатляют не меньше. «Impressions, Improvisations and Compositions» — тот редкий случай, когда не стесняешься собственных восторженных интонаций.
А. А.


Michael and Peter Formanek
«‎Dyads»‎
(Out Of Your Head)

Apple Music | Bandcamp

Вот тебе, значит, и «здорово, отец». Семейный дуэт Форманеков — контрабасист Майкл (отец) и саксофонист и кларнетист Питер (сын) — играют на наитончайшем уровне взаимопонимания. Такие импровизации, похоже, способны возникать только в условиях родственных связей.
А. А.

Об авторе

Jazzist

Редакция.

Добавить комментарий

Наш плейлист

Архивы

Теги