ATA Records «The Library Archive Vol. 2» (ATA, 2021) | Джазист | Рецензии

ATA Records
«The Library Archive Vol. 2»
(ATA, 2021)

Рейтинг: 4 из 5.

Британский лейбл ATA Records запустил свою «библиотечную» серию «The Library Archive» в 2020 году. В ее рамках сборная команда из Лидса записывает музыку, стилизованную под лучшие образцы жанра library music 60-х и 70-х годов. В те времена эта чисто продюсерская, функциональная музыка писалась для коммерческих целей — для оформления кино, теле- и радиопрограмм, рекламных роликов. Но адепты ретрозвучания до сих пор перебирают накопившиеся архивы и черпают в них вдохновение. ATA Records как раз из их числа: само название лейбла расшифровывается как «All Things Analogue», то есть обозначает главенство аналогового звука. А гараж на окраине города, в котором располагается студия лейбла, — настоящая «пещера Али-Бабы» для поклонников винтажного музыкального оборудования. Музыку, выходящую на ATA, практически невозможно отличить от первоисточников, на которые лейбл ориентируется. И в ней точно так же, нередко удивительным и неочевидным образом, сплетаются самые разные жанры полувековой давности: психоделический фанк, танцевальный джаз, R’n’B всех мастей, северный соул и далее по списку.

Первый «том» «The Library Archive» вышел в прошлом июле. За вторую часть, выпущенную ровно через год, отвечает тот же коллектив авторов — музыканты из проектов The Sorcerers, The Lewis Express и Work Money Death (об альбоме последних мы писали раньше). Новый выпуск посвящен прежде всего британскому сегменту феномена library music — наследию маститых студий De Wolfe, Cavendish, Bruton и KPM, чьи архивы то и дело волнуют диджеев новой формации последние лет тридцать. Вместе с тем ATA Records особенно высоко ставит творчество сессионного итальянского квартета I Mark 4, в свое время работавшего с такими гениями «библиотечного» жанра, как Пьеро Умилиани и Эннио Морриконе. Весь альбом представляет собой дюжину инструментальных треков длиной в две-три минуты — по большей части это фанковый фьюжн с искаженными гитарами, зубодробительными брейками, качающим басом, визжащим органом Хаммонда, хриплыми флейтами, трескучими бонгами, дребезжащими тамбуринами и прочей симпатичнейшей ретропсиходелией. Словом, это идеальная музыка для шпионских погонь, драматической поножовщины со злодеями и лирических отступлений с роковыми красотками. 

Конечно, музыке ATA Records далеко до шедевров уровня «Spiral» The Harry Roche Constellation или темы из «Трех дней Кондора» Джоффа Лава и его оркестра. Но для гаражной записи, созданной как оммаж целому музыкальному направлению, результат просто отличный. Музыканты не дают слушателю заскучать тем, что варьируют скорость и настроение: от насыщенных оживленных номеров до подкрадывающегося саспенса. Особенно запоминаются открывающий пластинку нуаровый фанк «The Glass Eye», дымный даунбит «The Actuator» и лиричная, украшенная флейтой композиция «Mysterious Manor». Особняком стоит и «Ice Cool» — единственный трек на альбоме, в котором используются минимальные элементы вокала. Это признание в любви выдающейся британской джазовой вокалистке и композитору Барбаре Мур, которая написала колоссальное количество музыки для радио и телевидения. Ее альбом 1972 года «Vocal Shades & Tones», записанный при участии Джона Маклафлина, считается абсолютной классикой жанра library music. 

Для тех же, кто хочет сильнее погрузиться в тему британского библиотечного звучания, порекомендую превосходную двойную компиляцию «TV Sound and Image» от Soul Jazz Records. Этот сборник детально исследует жанр и охватывает его историю с конца 50-х по 80-е. Еще один важный референс — собрание архивных записей студии Cavendish Music от диджеев Криса Рида и Mr. Thing, выходившее несколько лет назад на BBE Music.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии