Arthur Hnatek Trio «Static» (Whirlwind, 2021) | Джазист | Рецензии

Arthur Hnatek Trio
«Static»
(Whirlwind, 2021)

Рейтинг: 4 из 5.

Внимательные и любознательные читатели «Джазиста» (а других, верим мы, просто нет) наверняка помнят прошлогодний блокбастер Тиграна Амасяна «The Call Within». Кто-то, возможно, обратил внимание, что альбом вошел в список лучших за 2020 год от эксперта Александра Горбачева. А если вы изучили не только саму пластинку, но и перечень участников записи, то вам наверняка покажется знакомым имя Артура Натека: цюрихский барабанщик, продюсер и композитор отвечал на «The Call Within» за перкуссию и некоторые электронные эффекты. Натек также сотрудничал с Амасяном при работе последнего над студийным альбомом «Mockroot» 2015 года. 

В 2020-м Натек выпустил EP экспериментальной электроники в рамках своего сольного проекта SWIMS, а 2021-й он открывает релизом собственного трио, в котором помимо него играют Франческо Джеминиани (тенор-саксофон) и Фабьен Яннон (контрабас). Дебютный альбом Arthur Hnatek Trio под названием «Static» выпустил основанный в 2010 году Майклом Дженишем независимый лондонский лейбл Whirlwind Recordings. 

«Создавая этот альбом, мы опирались на джазовую традицию импровизации, — рассказывает Натек, — и, несмотря на то, что во многом эта запись вдохновлена минималистичной электроникой, для меня это всё равно в большей степени джаз: на альбоме мы много импровизируем со структурой и текстурой, с выбором последовательностей и аккордов». 

Интересно, что у вынесенного в заглавие работы слова «static» несколько значений: это и неподвижность, отсутствие движения, перемен (что явно не имеет отношения к музыке Натека), и кое-что из области физики — помехи, в определенном контексте — статический сигнал, а в переносном смысле еще и ругань, конфликт, спор. Второе значение, безусловно, куда ближе швейцарцу, чья страсть к смещению, смешению и совмещению стилей выражается не только в выборе инструментов, но и в подходе к сочинению материала, его аранжировке, записи. На «Static» звучание привычного джазового набора «барабаны — контрабас — саксофон» дополнено возможностями синтезаторов и модулей, студийного оборудования, полевыми записями. Послушайте, к примеру, как в открывающем альбом треке «Monotonous» партия контрабаса расцвечена эмбиентной подложкой или как синтезаторы в «27» поддразнивают саксофон (или, наоборот, он их?), будто вызывая его на состязание.

Талант Натека — в бесшовном соединении акустического и электронного инструментария, в умении так органично свести их в треке, что у слушателя не возникает и доли сомнения в том, что этот материал мог звучать или даже был задуман совсем иначе. Как, например, «MIDI Sans Frontières» британского продюсера и диджея Томаса Дженкинсона, более известного как Squarepusher. Жесткий, даже враждебный звук оригинала Артур Натек и его коллеги превращают в сентиментальную балладу, наполненную легкой романтической меланхолией и надеждой.

Слушать альбом: Apple Music | Spotify Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Кристина Сарханянц

Музыкальный журналист и редактор. Пишет о джазе и не только в своем телеграм-канале «Чушь в массы!», а также для «Афиши Daily», «ПлюсМинуса», «ИМИ.Журнала» и других изданий.

Добавить комментарий

Наш плейлист

Архивы

Теги