Art Blakey & The Jazz Messengers "Just Coolin'" (Blue Note, 1959-2020) | Джазист | Рецензии

Art Blakey & The Jazz Messengers
“Just Coolin'”
(Blue Note, 1959-2020)

Сотрудничество Blue Note и продюсера Зева Фельдмана начинает приносить плоды. Спустя год после начала работы «джазовый детектив» Фельдман выдал первый результат — выпустил неиздававшийся прежде альбом Арта Блэйки и The Jazz Messengers.

Ведомый Блэйки состав с участием трубача Ли Моргана, пианиста Бобби Тиммонса, контрабасиста Джими Мерритта и саксофониста Хэнка Мобли сделал эту запись в марте 59-го. Боссу Blue Note Альфреду Лайону материал понравился, но релиз он решил отложить и поставил на «живой» альбом, записанный месяц спустя в клубе Birdland. Лайон не прогадал: пластинка вышедшая под названием “At The Jazz Corner Of The World” стала хитом, а студийная сессия легла в архив на 61 год. И вот как раз с нее Фельдман и решил начать поход за неизданными до сих пор архивами лейбла.

Конечно, каждый раз с такими переизданиями возникает вопрос о смысловом наполнении. Классика хард-бопа, по которой учат джаз того времени, незыблема, и заменить ее «приветы из прошлого» уже не смогут. Транслировать помимо музыки еще нарратив, подобный недавно найденному школьному концерту Монка, ухоженные записи Blue Note тоже неспособны. Пожалуй, единственный интерес здесь — это попытка переоценить время и по-другому направить оптику на уже, казалось бы, изученный вдоль и поперек хард-бопперский период.

Например, в случае с “Just Coolin'” любопытно смотреть на альбом с позиции участия в нем Хэнка Мобли. Это теперь мы задним числом считаем Мобли легендой, а тогда он числился, скорее, во втором эшелоне. Его пребывание с квартетом Блэйки получилось недолгим: уже на следующем студийном альбоме его место занял Уэйн Шортер. А Мобли через год записал ставший (правда, постфактум) классикой “Soul Station”.

На затерявшемся во времени “Just Coolin'” авторству Мобли принадлежат три из шести композиций. И вообще его влияние на саунд альбома велико: легкость и стремительность Мобли (в паре с блистательной трубой Моргана) уравновешивает приземистую ритм-секцию Мерритт — Блэйки. Композиции развиваются по-моблиевски стремительно, и воздуха в них намного больше, чем привычных жестких хард-боповых структур. Чувствуется, как Мобли готовится к гигантскому прыжку, который через альбомы “Soul Station”, “Roll Call“, “Workout” и “No Room For Squares” и так далее, пусть и запоздало, принесет ему путевку в вечность. И вот это ощущение становления гения Мобли — наверное, главное, что дарит издаваемый столько лет спустя “Just Coolin'”.

Ну и, конечно, такие записи нужны для того, чтобы напомнить суррогатным нео-бопперам опасливо играющим по трафаретам 60-х, что не стоит даже и пытаться повторять прошлое. Одно такое переиздание старого альбома, которому места в 59-м году даже не нашлось, сметает всю эту новую недоросль, словно крошки со стола.

Слушать альбом

Об авторе

Александр Аношин

Сооснователь JAZZIST. Увлеченный джазовый слушатель, обозреватель и блогер. Ведет Telegram-канал On The Corner.

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии