Anthony Braxton «12 Comp (ZIM) 2017» (Firehouse 12, 2021) | Джазист | Рецензии

Anthony Braxton
«12 Comp (ZIM) 2017»
(Firehouse 12, 2021)

Рейтинг: 4 из 5.

Композитор и саксофонист Энтони Брэкстон давно стал глыбой авангардного джаза, а его наследие с каждым годом разрастается практически в геометрической прогрессии. С 2011 года он чаще всего выпускает новую музыку на собственном лейбле New Braxton House, и это могут быть как цифровые релизы, так и бокс-сеты по 7–12 дисков. Отследить весь материал — не говоря уж о том, чтобы адекватно отслушать и усвоить, — едва ли возможно, особенно с учетом того, что альбомы Брэкстона выходят и на других лейблах. Firehouse 12 Records — еще один «дом» для музыки мэтра. Брэкстон давно сотрудничает с этим лейблом, а один из его основателей, Тейлор Хо Байнум, учился у Брэкстона и работает с ним уже не первый десяток лет. Новый релиз Энтони Брэкстона на Firehouse 12 — альбом «12 Comp (ZIM) 2017» — выпущен на Blu-ray-диске и состоит из 12 композиций, суммарный хронометраж которых превышает десять с половиной часов. Любопытно, что звук представлен как в стереосведении, так и в «раскладке» для систем пространственного звучания конфигурации 5.1.

Стилистически музыка Брэкстона находится где-то на пересечении авангардного джаза, импровизационной музыки и академической композиции. Он успешно работает в собственном, параллельном этим мирам направлении и привлекает всё новых и новых музыкантов для воплощения своих непростых замыслов. ZIM-музыка (градиентная логика) — таков музыкальный «язык», который лег в основу пьес с нового альбома. Это одиннадцатая часть системы Брэкстона под названием Holistic Modeling Musics. Всего их двенадцать, а из ранее изданного можно вспомнить работы в рамках Ghost Trance Music (длинные звуки), Diamond Curtain Wall Music (трели или орнаменты), Echo Echo Mirror House Music (мультифоники) и другие. Градиентная логика ZIM характеризуется непрерывным изменением музыки по принципу «быстрее и быстрее», «медленнее и медленнее», «ярче и ярче», «темнее и темнее». Цикл композиций был записан в течение двух лет разными составами — от секстета до нонета, костяк которых, помимо Брэкстона (язычковые духовые), составляют Байнум, играющий на медных духовых, тубист Дэн Пек и две арфистки — Жаклин Керрод и Шелли Бёргон. К этим инструментам добавляются аккордеон, виолончель, скрипка и труба. Такой состав как минимум необычен и привлекает внимание.

Если не обращаться к работам Энтони Брэкстона более или менее регулярно, то при прослушивании «12 Comp (ZIM) 2017» можно испытать определенный дискомфорт, а объем информации будет усваиваться с трудом. Однако с каждой новой пьесой слух привыкает к звучанию группы и начинает выделять те или иные краски и связи между музыкантами: то хорошо знакомую манеру игры на альт-саксофоне самого Брэкстона, то две арфы по разным сторонам стереокартинки, то аккордовые построения аккордеона, то практически «шагающий бас» на виолончели или длинные ноты тубы. Сквозь кажущееся однообразие постепенно начинает проступать многогранная конструкция, которую будто рассматриваешь с разных сторон. 

Основной недостаток релиза — его продолжительность: где взять одиннадцать часов для прослушивания? Изучение альбома затягивается на несколько дней и «сессий». Однако все усилия вознаграждаются — и чем дальше, тем больше он затягивает, увлекая в дебри непростой музыки Брэкстона.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Илья Белоруков

Импровизатор, композитор, звукорежиссёр, один из владельцев лейбла Intonema, рецензент. Автор Telegram-канала Musicworm. Музыка на Bandcamp: Ilia Belorukov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии