Anna Webber «Idiom» (Pi Recordings, 2021) | Джазист | Рецензии

Anna Webber
«Idiom»
(Pi Recordings, 2021)

Поднявшаяся за последние годы в Нью-Йорке волна «математического» джаза (Claudia Quintet, Snark Horse, Cтив Леман, Либерти Эллман, Дэн Уайсс, Джим Блэк и другие) всё нарастает, и релизов становится больше и больше. Непростая музыка, основанная на частицах академической композиции, мат- и прог-рока, джазовых приемов и свободной импровизации, притягивает молодых музыкантов, которым есть что сыграть и показать. Такая музыка требует отличной техники исполнения, творческого подхода к нотному материалу и явного усердия в оттачивании композиций — как во время сочинения, так и при игре. Тенор-саксофонистка, флейтистка и композитор Анна Веббер плодотворно этим занимается не первый год и явно двигается по нарастающей. Ее новый альбом — очередная взятая вершина, на сей раз головокружительной высоты.

Альбом получился двойной, объединенный идеей серии композиций под общим названием «Idiom». Серия состоит из шести пьес, в каждой из которых Анна взяла за основу ту или иную расширенную технику звукоизвлечения на духовых инструментах: мультифоники (созвучия), альтернативные аппликатуры, звуки клапанов, звуки дыхания, обертона и искаженные звуки. Такой фундамент в чем-то ограничивает музыканта, и Веббер старается максимально использовать максимум воображения, чтобы получалась музыка, а не набор упражнений.

Материал двух дисков исполняется разными ансамблями. На первом диске играет Simple Trio — коллектив, с которым Веббер записывала свои альбомы «Simple» (2014) и «Binary» (2016). В составе трио мы найдем пианиста Мэтта Митчелла, который играет чуть ли не в каждом значительном мат-джазовом коллективе Нью-Йорка, и ударника Джона Холленбека. Последний был преподавателем Анны в ее «берлинский период» — в 2011–2012 годах она училась в Институте джаза при Берлинском университете искусств. Похоже, именно в Германии она начала слушать европейских импровизаторов, славящихся разработками новых приемов игры на инструментах, что и побудило ее более глубоко изучать этот аспект исполнительского искусства. Вместе с тем, в это же время она более серьезно стала относиться и к делам композиторским.

Хорошо заметно, что Simple Trio появилось не вчера: взаимодействие между участниками к третьему совместному релизу отлажено до блеска. Митчелл и Холленбек становятся почти полноценными соавторами, выступая идеальными партнерами для солирующих инструментов Веббер. Они играют с воодушевлением и мастерством, что свидетельствует о вовлеченности в группу, а это дорогого стоит. За счет этих качеств и неизменно присутствующего дыхания ритмов непростая музыка оказывается на деле легкой для восприятия даже при прослушивании вполуха. Но лучше, конечно, не упускать возможность сосредоточенно погрузиться в хитросплетения пьес. Ведь именно тогда в них начинают проявляться важные и особенно радующие слух нюансы.

Еще больше таковых на втором диске. Он содержит пьесу «Idiom VI», которая написана для большого состава из двенадцати человек и состоит из семи частей. С Анной играют менее известные музыканты, и про каждого после такого знакомства хочется узнать побольше. Веббер концентрируется на мультифониках и протяжных звуках, они задают общее текстурное направление, с которым за час случаются разнообразные метаморфозы. Помимо реализации композиторского замысла и музыкантских технических изысков, в большом составе немаловажно проявить умение аранжировать пьесы, чтобы идея не затерялась в импровизациях и личностях играющих. Анна прекрасно с этой задачей справляется, давая каждому сыграть сольные куски, богато аранжируя ансамблевые места и никогда не забывая об изначальной задумке. Например, в первой же части «Idiom VI – Movement I» после тягучего начала вступает бодрая ритм-секция, а мощное соло на синтезаторе оттеняет акустические звуки, приоткрывая новые сочетания тембров.

Занимательно, что после самого первого прослушивания мне вспомнился альбом «Path of Totality» группы Flux под руководством Куинсина Нэкоффа, вышедший в 2018 году. Он тоже был продолжительным, в нем было множество разнообразных элементов и богатый красками звук, включающий электронику. Есть и некоторые биографические сходства: как и Веббер, Нэкофф по происхождению канадец, но в определенный момент жизни он поселился в Нью-Йорке и теперь привлекает для воплощения своих идей местных музыкантов — в частности, Мэтта Митчелла. Кажется, северные соседи увидели что-то особенное в мат-джазе и теперь успешно разрабатывают нишу. Возможно, следующий альбом Анны Веббер подтвердит, что в этой музыке сказано далеко не всё и ей есть куда развиваться. А пока с той же целью можно послушать «Idiom» — по всем признакам один из сильнейших альбомов 2021 года.


Об авторе

Илья Белоруков

Импровизатор, композитор, звукорежиссёр, один из владельцев лейбла Intonema, рецензент. Автор Telegram-канала Musicworm. Музыка на Bandcamp: Ilia Belorukov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии