Alisa Ten, Roust Poziumski, Vladimir Gavriushov, Vladimir Volkov «Eliot Songs» (Fancymusic, 2021) | Джазист | Рецензии

Alisa Ten, Roust Poziumski,
Vladimir Gavriushov, Vladimir Volkov
«Eliot Songs»
(Fancymusic, 2021)

Рейтинг: 4 из 5.

Поиск точек пересечения между джазом и барокко волнует музыкантов уже давно. В старинной музыке вообще есть что-то особо притягательное для современных композиторов и исполнителей: скажем, ее репетитивные ритмические рисунки, родственные минимализму, или большой по сравнению с музыкой классического периода простор для импровизации и собственных интерпретаций. Иногда такие особенности могут позволить джазовому музыканту раскрыть в ней то, что остается незамеченным для инструменталиста с более строгой академической подготовкой. Так, например, интерпретации произведений Баха и Генделя (а также вдохновленных Бахом прелюдий и фуг Шостаковича) от Кита Джарретта сегодня считаются классическими благодаря свежему взгляду человека, принадлежащего музыке ХХ века. Джарретт, правда, не стал заходить на спорные территории кроссовера. Но желающих их исследовать и так оказалось немало — как с академической, так и с импровизаторской стороны. Из первых можно выделить, например, австрийскую лютнистку Кристину Плюар и ее ансамбль L’Arpeggiata, выпускавших альбомы с вольными интерпретациями музыки Баха и Пёрселла, из вторых — финского пианиста Кари Иконена с его квартетом Ajaton. Лейбл ECM выпустил целую серию подобных релизов, начиная с классических коллабораций Яна Гарбарека и The Hilliard Ensemble и заканчивая импровизационной сборной The Dowland Project. Порой их опыты звучат действительно интересно, но зачастую в них всё же чувствуется какая-то фальшь. Музыка в таких случаях балансирует на грани китча, а слушатель задается вопросом: так ли уж нужны старинным произведениям искусственные «современные» украшательства? Да и упражнения в стиле «Bach Meets Jazz» уже, в общем-то, основательно приелись.

Гораздо любопытнее звучат эксперименты, в которых за основу берутся не готовые произведения, а только эстетические принципы разных стилей. Проект «Eliot Songs» идет как раз этим путем. Его идеологом стал петербургский музыкант Руст Позюмский, лидер и участник ряда коллективов, специализирующихся на старинной музыке. Идея была в том, чтобы совместить основы европейской старинной музыки и джаза в цикле песен на слова поэта-модерниста Томаса Стернза Элиота. Инструментальные партии изначально сочинялись для двух виол да гамба (дуэт Позюмского и Владимира Гаврюшова) с голосом Алисы Тен — вокалистки с очень широким диапазоном интересов, в который входит как барокко, так и джаз. Позже к коллективу присоединился прославленный контрабасист Владимир Волков («Волковтрио», «АукцЫон»), чей взгляд авангардиста-импровизатора также оказался очень полезен.

Музыканты сразу же ярко демонстрируют свой подход. Открывающая альбом песня «Spring Is Over» положена на свингующий ритм щелкающих пальцев и задумчивые переборы струн контрабаса, под которые Тен ведет томную вокальную линию. В середине композиции в дело вступают солирующие виолы, и песня сразу откатывается на несколько веков назад, причем происходит этот переход совершенно естественным образом. Дело не только в тембре инструментов: музыканты ведут повествование на основе старинных европейских традиций, с полифоническим звучанием и характерными инструментальными «завитушками». Волков при этом может выйти на первый план с импровизацией в своей хорошо узнаваемой манере (как это происходит в его соло-перформансе «Eliot & Volkov»), добавляя музыке напряжения и заставляя остальных музыкантов разрешать создаваемые им парадоксы. Алиса Тен переходит от плавной убаюкивающей манеры к экспрессивным выкрикам, от чувственного блюза к песням в духе композитора елизаветинской эпохи Джона Дауленда. И всё это не распадается на набор составляющих: музыкантам удается подводить элементы разных жанров под общий знаменатель и находить нужный баланс между композицией и импровизацией, создавая в итоге свой собственный стиль, в котором едва ли возможно отделить одно от другого. Стиль этот не имеет ничего общего с пошловатыми затеями в духе «а давайте вставим джазовое соло в Гольдберг-вариации».

Эту работу можно сравнить с упоминавшимися выше записями Джарретта или, скажем, с фортепианными переложениями сочинений Иоганна Пахельбеля и Уильяма Бёрда от еще одного резидента лейбла Fancymusic Антона Батагова — в том смысле, что все они не пытаются «осовременить» барочную музыку, а показывают, что она и без того современна. А ее инструментарий применим спустя сотни лет своего существования. Композитор XVII века и современный импровизатор вполне могли бы найти общий язык, а «Eliot Songs» — пример того, как мог бы звучать результат их сотрудничества.


Слушать на: Apple Music | Bandcamp | Deezer | YouTube Music | Яндекс.Музыка

Презентация альбома «Eliot Songs» состоится 23 июля в московском пространстве «ДК Рассвет». Начало концерта в 20:00, билеты можно купить здесь.

Об авторе

Леонид Кравченко

Любитель странных звуков. Автор Telegram-канала What’s That Noise?

Добавить комментарий

Наш плейлист

Архивы

Свежие комментарии