أحمد [Ahmed] «Nights on Saturn (communication)» (Astral Spirits, 2021) | Джазист | Рецензии

أحمد [Ahmed]
«Nights on Saturn
(communication)»
(Astral Spirits, 2021)

Рейтинг: 4.5 из 5.

В состав أحمد [Ahmed] входят четыре значительных музыканта современной импровизационной музыки. За ударной установкой — Антонин Жербаль из Парижа, играющий мощный фри-джаз в дуэте Sbatax, академическую музыку в ансамбле ONCEIM и композиторский джаз в Peeping Tom. В последней группе он пересекается со своим коллегой по أحمد [Ahmed] контрабасистом Джоэлом Грипом, который курсирует между Парижем, Берлином и Стокгольмом, организовывает фестивали и занимается лейблом Umlaut. Лондонский пианист Пэт Томас — из поколения постарше; в его послужном списке собраны почти все звезды британской свободной импровизации. Наконец, саксофонист Сеймур Райт, тоже лондонец, в своих разнообразных работах старается раздвинуть привычные рамки музыки — будь то смурная электроакустика, нойз или фри-импров.

То же самое делает и квартет أحمد [Ahmed], формально исполняющий фри-джаз в «классическом» составе — саксофон, фортепиано, бас, ударные. Однако с первого же альбома («Nights on Saturn
(communication)» — уже третий) группа взяла курс на переосмысление фри-джазовых идей, одетое в привычный саунд. В двух словах концепция такова: импровизируя, музыканты играют не соло в традиционном понимании, а повторяющиеся фразы-риффы, которые постоянно трансформируются, — тем самым каждый из участников квартета создает свой собственный ритм; переплетаясь между собой, эти партии образуют единое звучание группы.

Подобные идеи начало развивать трио The Ames Room (саксофонист Жан-Люк Гийонне, ударник Уилл Гатри и контрабасист Клэйтон Томас), чей первый альбом вышел еще в 2010 году. Также можно вспомнить знаменитую ритм-секцию Уильяма Паркера (контрабас) и Хамида Дрейка (ударные): они любят внедрять во фри-джазовую канву минималистично-медитативный ритм. На пластинке «Nights on Saturn (communication)» нечто похожее происходит вокруг 28-й минуты.

Впрочем, есть здесь и два явных солиста — Томас и Райт. Пианист ведет себя энергичнее остальных и играет так жестко, что иногда начинает казаться, будто он хочет расправиться с роялем. В свою очередь, саксофонист звучит аккуратнее, но и его нельзя упрекнуть в безэмоциональности — просто в его игре, кажется, больше расчета. (К слову, Сеймур Райт — один из самых прогрессивных музыкантов импровизационной сцены, и практически каждый его альбом может вызвать недоумение и вопросы у слушателей. Из-за этого Райт не так известен, и أحمد [Ahmed] в определенной степени оказывается группой, способной завлечь новую аудиторию в дебри творчества англичанина.) Грип и Жербаль редко приковывают к себе слушательское внимание в первой половине альбома, добросовестно создавая музыкальный фундамент как ритм-секция. Но именно они, устроив кульминацию около двадцатой минуты, понижают градус экспрессии, выводя коллектив в сторону более прозрачной и открытой фактуры, которая в итоге заканчивается басовым соло. А после него начинается та самая ритмически-риффовая часть — собранная и аккуратная, — которая неспешно ведет пьесу к концу.

Секрет أحمد [Ahmed] в том, что квартет воплощает свои фундаментальные идеи, не утрачивая энергию и экспрессивность исполнения. Эта музыка будет интересна и ценителям экспериментальной импровизации, и поклонникам фри-джаза, и даже, пожалуй, рок-музыкантам, которых может вдохновить мощная подача квартета.


Bandcamp

Об авторе

Илья Белоруков

Импровизатор, композитор, звукорежиссёр, один из владельцев лейбла Intonema, рецензент. Автор Telegram-канала Musicworm. Музыка на Bandcamp: Ilia Belorukov.

Добавить комментарий

Наш плейлист

Архивы

Свежие комментарии