Adrian Younge «The American Negro» (Jazz Is Dead, 2021) | Джазист | Рецензии

Adrian Younge
«The American Negro»
(Jazz Is Dead, 2021)

Рейтинг: 2 из 5.

Эдриан Янг, американский музыкант и продюсер, стоящий вместе с Али Шахидом Мухаммадом за лейблом Jazz Is Dead и проектом The Midnight Hour, выпустил собственную работу — мультимедийный проект под названием «The American Negro». В него входят музыкальный альбом, подкаст и документальный фильм, сделанные в рамках ежегодного Black History Month («Месяц черной истории»). На обложке пластинки — сам Янг в образе «странного фрукта», линчеванного чернокожего, висящего на дереве. Обложка стилизована под реально существовавшие на рубеже XIX и XX веков открытки, которые можно было послать кому-то по почте в качестве своеобразного мема эпохи. Официально почта США запретила их в 1908 году.

«Месседж этой музыки гораздо важнее самой музыки», — говорит про пластинку Янг. По словам музыканта, он принялся работать над проектом еще в начале локдауна и за это время погрузился в историю и суть вопроса на глубоком личном уровне. Катализатором, понятное дело, стала гибель Джорджа Флойда и вспыхнувшее после нее движение Black Lives Matter. «Линчевание черных американцев должно быть остановлено!» — призывает пресс-релиз, опубликованный по случаю выхода альбома. Под лозунгом можно в очередной раз подписаться, но он не скроет того факта, что Янг выпустил откровенно посредственную музыку. Слушать то, что происходит на «The American Negro», лимонно-скучно; остается только задаваться вопросом: неужели автор не мог сделать чего-то более осмысленного в плане музыки для записи, которую он называет самой важной в своей карьере.

Полтора десятка треков из музыкальной части альбома (их перебивает еще десяток треков, начитанных голосом, которые собираются в речь, осуждающую расизм) — это искусные, но сделанные как будто под копирку и в итоге совершенно не цепляющие композиции, лишенные всякой харизмы. «The American Negro» состоит из элементов фанк-психоделии, опиатного даунбита, богато украшенного оркестром, хором и клавишными переборами в духе семидесятнического джаз-фьюжна. Атмосфера той музыкальной эпохи скрупулезно извлекается с помощью винтажных аналоговых инструментов, которые по старинке записываются на пленку. Но мелодическому качеству материала всё это не помогает и логично вызывает вопрос — зачем?

В это категорически не хочется верить, но факт остается фактом: движение BLM становится способом в очередной раз заработать, придумав сомнительного качества манифест, полный клише и избитых истин. Послание альбома настолько прямолинейно и безыскусно, что оставляет чувство недоумения. Ну ведь действительно, есть с чем сравнить! Список высказываний на ту же тему бесконечен: «Strange Fruit» Билли Холидей, «To Be Young Gifted & Black» Нины Симон, «I’m The Black Gold Of The Sun» Минни Рипертон, «Black on Both Sides» Моса Дефа, а уже из нового — Sons Of Kemet, коронующие Анджелу Дэвис, или программные релизы лейбла International Anthem. В конце концов, рэпер Кендрик Ламар с гимном «Alright», дополненным потрясающим видеорядом, сказал по этой теме несоизмеримо больше, даже и не называя некоторые вещи своими именами. Именно от такой музыки бежит холод по позвоночнику, именно такие высказывания могут стать мантрой протеста. «The American Negro» — полный их антипод, который по большей части выглядит как штампованная агитка, навевающая зевоту.

Даже моменты с декламацией звучат странно и невыразительно — как будто их исполняют роботы с заложенной программой. Кроме желания ее пролистать, эта часть «The American Negro» не вызывает никаких эмоций. При всей симпатии к идеям, озвученным на альбоме, при всем понимании, что тема эта будет актуальна в Америке и не только в Америке еще многие десятилетия, — то, что сделал Янг, вызывает недоумение.

На альбоме есть и вполне симпатичные композиции. Среди очевидных успехов, например, — баллада «Light On The Horizon», выполненная в коммерческих лекалах ритм-энд-блюза, и очаровательные бит-зарисовки вроде «Dying On The Run» и «Margaret Garner». Но музыка, принесенная в жертву идее, в конечном итоге эту идею компрометирует.

Удивительный момент. В сети можно найти множество рецензий на этот альбом, и все они довольно восторженные. Любопытно было узнать мнение богатого на скепсис и обычно скорого на публикации сайта Pitchfork: издание долго отмалчивалось, лишь поместив работу Янга в список рекомендованных релизов месяца и перечислив общие факты из пресс-релиза. Возможно, было необходимо, чтобы об альбоме написал чернокожий критик. Наконец рецензия появилась — и, совершенно справедливо, разгромная. Это немного успокаивает.

Слушать альбом: Bandcamp | Apple Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии