Abdullah Ibrahim «Solotude» (Gearbox, 2021) | Джазист | Рецензии

Abdullah Ibrahim
«Solotude»
(Gearbox, 2021)

Коллеги из «Джазиста» даже не подозревают, какой славный подарок сделали мне, прислав для обзора новый альбом Абдуллы Ибрагима. Дело в том, что этот замечательный южноафриканский пианист и композитор уже давно входит в группу моих любимых мастеров джаза. Впервые я услышал его музыку много лет назад, но уже во времена, когда он, приняв ислам, превратился из Доллара Бренда (и это тоже не настоящее имя) в Абдуллу Ибрагима. В конце прошлого и начале нынешнего века мне довелось обозревать для «Jazz-Квадрата» несколько его работ на лейбле Enja, включая знаменитую «Африканскую сюиту» (бóльшая и, возможно, лучшая часть его дискографии издана у Маттиаса Винкельмана на этом втором по известности — после ECM — мюнхенском лейбле). Именно тогда я и прикипел душой к этому музыканту, сравнение которого с Дюком Эллингтоном стало общим местом в джазовой прессе. Попутно не могу не вспомнить, что Дюк, случайно познакомившись с африканцем во время европейских гастролей, привечал его и много сделал для его американо-европейской раскрутки. Но первый свой альбом Доллар Бренд выпустил еще раньше — страшно подумать, в 1960 году! На переломе веков он уже был, мягко говоря, немолод. А вышедший осенью 2021 года сольный альбом с «говорящим» названием «Solotude» («solo» и «solitude» — одиночество) запечатлел записи 87-летнего ветерана.

Живущий преимущественно в Европе, хоть и частенько появляющийся на родине после демонтажа политики апартеида, Абдулла Ибрагим каждый год к своему дню рождения (9 октября — в один день с Ленноном, но на шесть лет раньше) давал сольный концерт в отличном по акустике зале Хирцингер-Холл в маленьком баварском городке Ридеринг. Пандемия и локдаун помешали очередному такому концерту, но это не остановило Абдуллу Ибрагима. В пустом зале он сыграл программу, превратившуюся в альбом «Solotude», у которого есть еще и подзаголовок: «Мой путь. Мой взгляд». Точный подзаголовок. Очень пожилой музыкант вспоминает свою жизнь и музыку. Он играет свои знаменитые композиции «Mindiff», «Blue Bolero», «Blues for a Hip King», «District 6» (район в Кейптауне, где он вырос) и другие. Хотя в альбом вошло целых двадцать треков, он звучит меньше 45 минут. Кто-то может сравнить программу с монологом глубокого старика, который забывает, что уже говорил о чем-то, и вновь повторяет то же самое. Но это только на первый и не очень добросовестный взгляд. Да, такие названия, как «Blue Bolero» или «District 6» повторяются в списке треков трижды и дважды соответственно. Сыграв основную версию, Ибрагим порой лишь на пару десятков секунд вновь обозначает вариацию этой же темы. Он свободен и раскован, ему не надо никому ничего доказывать, он делает то, что считает нужным. Когда ему необходимо, он играет «In-Tempo» пять минут, а «Once Upon a Midnight» — шесть с половиной. И уже стартовая «Mindiff» показывает, с музыкантом какого калибра вы встречаетесь в этой работе.

Абдулла Ибрагим верен себе. В музыке этого африканца трудно найти что-нибудь «типично африканское». Крайне редко в его работах находятся прямые отсылки к африканскому или исламскому мелосу, и в «Solotude» их нет вообще. Его музыка выглядит очень простой и естественной — никаких внешних эффектов, мягкое академическое туше и глубокое, философское, если хотите, отношение к материалу (именно тут корни сравнения с Эллингтоном). Но внимательно прослушав одну его композицию, вы вряд ли устоите против магии, скрытой в музыке Абдуллы Ибрагима, и обязательно дослушаете весь альбом до конца. О чем конкретно эта музыка? Старый мастер говорит об этом в аннотации к альбому: «Мне было шесть лет, когда я взял одним указательным пальцем свою первую ноту на фортепиано. Теперь, восемьюдесятью годами и десятью пальцами позже (путешествие, которое привело меня из Кейптауна во все уголки и ко всем наставникам мира), указательный палец играет сам — одну ноту всеобщего единства. Мой прадед своим указательным пальцем раскрывал мне скрытую сущность растений, цветов, животных и звучание далеких холмов в пустыне Калахари. Мне было шесть лет». На мой взгляд, это поэзия. Поэзия, которая может помочь в понимании музыки Абдуллы Ибрагима.

Свое же отношение к ней я попытался сформулировать двадцать лет назад в одном из обзоров и сделал это так: «Внешне всё выглядит очень просто, но это простота, идущая от высочайшего класса, это простота, в которой слились мудрость древнего континента, классическое чувство формы и джазовая свобода». Подписываюсь под этими словами и сегодня.


Cлушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии