Дайджест: три новых альбома участников группы Irreversible Entanglements | Джазист | Рецензии

Дайджест:
три новых альбома
участников группы
Irreversible Entanglements

Участники боевой фри-джазовой группировки Irreversible Entanglements — саксофонист Кир Нерингер, контрабасист Люк Стюарт, трубач Акилес Наварро и барабанщик Тчезер Холмс — в октябре, вроде бы не сговариваясь, выпустили три новых альбома. Наварро с Холмсом и Стюарт — на наимоднейших американских лейблах International Anthem и Astral Spirits, Нерингер — самостоятельно. Между собой, а также с музыкой Irreversible Entanglements эти пластинки не пересекаются, и каждая при этом записана на топ-уровне. Подробнее об альбомах рассказывает сооснователь «Джазиста» Александр Аношин:

Aquiles Navarro & Tcheser Holmes
«Heritage of the Invisible II»

Трубач Акилес Наварро и барабанщик Тчезер Холмс познакомились задолго до пришествия в Irreversible Entanglements, играли вместе в нью-йоркских лофтах, путешествовали в Панаму и теперь наконец решили выпускить совместный альбом. Это крайне вольная запись, напоминающая джем-сешн, в котором участники обмениваются репликами, цепляются за спонтанные идеи и попросту веселятся. На «Heritage of the Invisible II» электронные абстракции («Initial Meditation»), сменяются шумным фри-джазом («Plantains»), чтобы затем внезапно соскочить в игривое пост-латино («Pueblo»). Далее следуют сбивчивый танцевальный номер «A Night In NY», бибоповская постирония «M.O.N.K.» и три нагруженных барабанами Холмса импровизационных пьесы («NAVARROHOLMES», «$$$ /// bilette» и «Father»). Местами в перекличку трубы и ударных вмешиваются голоса знакомых Холмса и Наварро, чтобы поговорить о набивших оскомину расовых и социальных проблемах. Впрочем, в силу обрывочности и незавершенности, они напоминают, скорее, необязательную болтовню у барной стойки, нежели серьезный политический манифест. Пластинка длится 40 минут и пролетает со свистом и гамом, оставляя ощущение спонтанной и буйной вечеринки, которую непременно хочется повторить.

Luke Stewart
«Luke Stewart Exposure Quintet»

Контрабасист Люк Стюарт детство провел в Миссисипи, юность — в Вашингтоне, музыкальных институтов не кончал и в джазовый топ ворвался, что называется, с улицы. Отсюда и вольное отношение к репертуару: монотонного ремесленничества Стюарт себе не позволяет, зато в охотку участвует в андеграундных проектах и подпольных авангардных хэппенингах. Как раз из двух таких сессий, организованных в 2018 году Дэйвом Ремписом, а годом позже — Кеном Вандермарком, и сложился материал альбома «Luke Stewart Exposure Quartet». Состав Стюарт собрал ядерный: Кен Вандермарк и Эдвард Уилкерсон (духовые), Джим Бейкер (фортепиано) и Авриэйл Ра (барабаны). По мере развития пластинка последовательно проходит стадии постбопа со спиритическим уклоном («Awakening the Masters»), развинченного фри-джаза («Brown and Gray») с недвусмыcленными даже по названию отсылками к классике Коулмана и Колтрейна, и, наконец, погружается в 45-минутный транс свободной импровизации («Harp and Concrete Silhouette Pt. I&II» и «The Scene»). При этом в каждом моменте квинтет звучит сыгранно и убедительно, а сам Стюарт показывает, что может не только качать грув, но и искусно плести едва осязаемые импровизационные нити.

Keir Neuringer & Ensemble Klang
«Elegies & Litanies»

Саксофонист Кир Нерингер в сопровождении голландцев Ensemble Klang совершает отпевание западной культуре. Пластинка состоит из монументальной трехчастной «Elegies at the Borders» и двух более компактных композиций — «Thoreau Day» и «Litanies of Trees». Нерингер переплетает академический авангард со свободной импровизацией, во время которых использует расширенные техники игры на саксофоне, и разворачивает мощнейшее звуковое полотно, усиливая эффект разоблачительным (и убедительным, кстати, в отличие от Наварро и Холмса) монологом. Монотонным голосом Нерингер зачитывает обвнительную речь, проговаривая те же лозунги, что звучали на недавних BLM-митингах. Но главная мысль, которую Нерингер озвучивает поверх завораживающе неподвижных слоев звука, гораздо глубже любых политических агиток: мир ничем не обязан белому человеку — он был таким и до него.

Об авторе

Александр Аношин

Сооснователь JAZZIST. Увлеченный джазовый слушатель, обозреватель и блогер. Ведет Telegram-канал On The Corner.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии